Работа пневматического транспорта основана на способности муки
перемещаться в потоке воздуха во взвешенном состоянии.
Основными преимуществами пневматического транспорта являются:
возможность перемещения муки в различных направлениях на большие
расстояния (до 1800 м); исключение распыла муки, перемещаемой в
герметизированной системе; возможность полной автоматизации процесса
транспортирования муки.
Установки по величине создаваемого давления воздуха в системе
подразделяют на три группы:
1) пневмоустановки низкого давления, когда избыточное давление
транспортирующего воздуха не превышает 0,005 МПа;
2) пневмоустановки среднего давления, когда избыточное давление
составляет около 0,01 МПа;
3) пневмоустановки высокого давления, когда избыточное давление
достигает 0,05—0,25 МПа.
На макаронных предприятиях, оснащенных пневмоустановками, наибольшее
распространение получил пневмотранспорт высокого давления (до 0,2 МПа) с
высокой массовой концентрацией смеси. Такой вид перемещения муки
называют аэрозольтранспортом. Сущность его заключается в том, что мука
насыщается небольшим количеством воздуха, приобретая при этом физические
свойства жидкости. При этом уменьшается плотность и величина трения
муки, повышается ее текучесть.
Основными элементами пневмотранспортных установок, в том числе п
аэрозольтранспорта, являются воздуходувная машина и мукопровод —
металлические трубы различного диаметра. Кроме этого, в зависимости от
принятой схемы установки в ее состав входит то или иное дополнительное
оборудование (переключатели, питатели, разгрузители и т. п.), на котором
мы остановимся при изучении складов бестарного хранения муки.
Воздуходувные машины предназначены для получения сжатого воздуха
давлением до 0,3— 0,5 МПа. В качестве их используют компрессоры, которые
вместе со вспомогательным оборудованием составляют компрессорную
установку, или воздуходувки, применяемые для отдельных потребителей
воздуха. В последнем случае значительно упрощается управление работой
пневмотранспортной установки.
Компрессорная установка. Состоит из компрессора, маслоотделителя,
ресивера, воздухоочистителя, манометра и редуктора для снижения
давления.
На макаронных предприятиях используют воздушные поршневые компрессоры с
воздушным и водяным охлаждением серии ВУ.
Маслоотделитель предназначен для очистки воздуха, поступающего от
компрессора, от частиц масла, образующихся в процессе работы поршней.
Сжатый воздух, вырабатываемый компрессором, выходит пульсирующим
потоком. Для выравнивания давления воздуха, а также и отделения
конденсата, образующегося при всасывании воздуха, применяют ресивер —
цилиндрическую емкость со сферическими крышкой и днищем.
В воздухоочистителе происходит дополнительная очистка сжатого воздуха от
масла и влаги.
Воздуходувка (рис. 52). Представляет собой заключенные в корпус 1 два
ротора 2, вращающихся навстречу друг другу. Роторы приводятся во
вращение от электродвигателя, расположенного на общей фундаментной плите
с воздуходувкой.