Обслуживание в эксплуатации системы охлаждения двигателя и отопления кузова автобуса ЗИС-155

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 



Обслуживание в эксплуатации системы охлаждения двигателя и отопления кузова автобуса ЗИС-155



Для безотказной работы системы охлаждения двигателя и отопления кузова автобуса в эксплуатации необходимо соблюдать следующее.

1. Поддерживать нормальный уровень жидкости в системе охлаждения. Для этого следует ежедневно перед пуском двигателя проверять уровень жидкости в системе, открывая пробку наливной горловины радиатора и в случае необходимости доливать жидкость до нормальной емкости К

Если во время ежедневного контроля обнаруживается значительное понижение уровня жидкости, необходимо проверить, нет ли утечки через неплотности мест соединения трубопроводов.

2. Строго соблюдать сроки смазки подшипников водяного насоса согласно указаниям карты смазки (Приложение 1).

3. Проверять натяжение ремня привода водяного насоса.

Натяжение ремня проверяется между шкивами водяного насоса

и коленчатого вала, как показано на фиг. 56.

Натяжение ремня считается нормальным, если при усилии в 3—4 кг его прогиб будет составлять 10—15 мм. Как слабое, так и чрезмерное натяжение ремня одинаково вредны; в обоих случаях срок службы ремня резко сокращается. Кроме этого, слабое натяжение ремня может вызывать его пробуксовку, что повлечет за


1 При нормальном уровне жидкости ее поверхность должна быть видна через отверстие наливной горловины.
собой перегрев двигателя, а чрезмерное натяжение ремня вызовет повышенный износ подшипников водяного насоса.

Для регулирования ремня следует ослабить болт в прорези планки 56 (фиг. 48) и перемещать натяжное приспособление в требуемом направлении до тех пор, пока натяжение ремня не станет нормальным. После этого затянуть болт и проверить натяжение ремня.

 

 

 

Фиг. 56. Проверка натяжения ремней водяного насоса, компрессора
и генератора:
1 — шкив осветительного генератора; 2 — шкив компрессора; 3 — шкив вентилятора;
4 — шкив натяжного механизма ремня вентилятора; 5— шкив коленчатого вала.

 



При регулировании рекомендуется давать большее натяжение ремня (по нижнему пределу прогиба) в летнее время и меньшее (по верхнему пределу прогиба) —в зимнее.

Необходимо следить за тем, чтобы на ремень не попадало масло, так как оно не только оказывает разрушающее действие, но и может вызывать пробуксовку ремня, вследствие чего нарушится циркуляция воды в системе и двигатель будет перегреваться.

4. Через каждые 4000—6000 км пробега следует проверять исправную работу термостата системы охлаждения. Для этого

тepмocтaт должен быть вынут из патрубка головки блока и очищен от накипи.

Осмотреть, плотно ли прилегает клапан к седлу корпуса термостата и проверить правильность работы термостата в установленных пределах температур. Для проверки термостат следует погрузить в резервуар с нагретой водой примерно до температуры 90° С. Затем при постепенном охлаждении воды измерить температуру начала и полного закрытия клапана термостата. Неисправный термостат заменить новым.

5. Один раз в год перед переходом на зимний режим работы следует проверить всю водяную систему автобуса и удалить из нее накипь, ржавчину и осадки.

Чтобы промыть всю систему необходимо:

а) вынуть из патрубка головки блока термостат;

б) установить дроссельную заслонку клапана отопления в положение максимальной подачи воды в систему отопления (цифра 10 на регулировочной гайке должна находиться против установочного болта), а кран на клапане отопления полностью открыть;

в) отъединить шланг трубы отопления от патрубка, установленного на водяном насосе и закрыть кран отопления в патрубке;

г) подавая воду через наливную горловину радиатора, пустить двигатель и дать ему проработать на средних оборотах в течение 15—20 мин. Воду, свободно вытекающую из трубы отопления, следует отвести по резиновому шлангу наружу так, чтобы не облить двигатель и другие агрегаты. Во время промывки системы следует проверить действие всех спускных краников. При засорении их необходимо прочистить тонкой проволокой;

д) после промывки привести систему в рабочее состояние, для чего поставить в патрубок термостат, установить необходимую подачу воды в систему отопления, восстановить соединение трубы отопления с патрубком на водяном насосе и заполнить систему охлаждающей жидкостью до нормальной емкости.

Для уменьшения образования накипи в системе рекомендуется воду менять по возможности реже.

Накипь ухудшает теплопроводность. Значительное количество накипи в трубках радиатора системы охлаждения может вызвать перегрев двигателя, а наличие накипи в радиаторах отопителей ухудшит эффективность отопления кузова. Поэтому не реже одного раза в год систему необходимо очищать от осевшей на стенках накипи.

Для удаления накипи нужно применять следующий состав: в одном ведре воды растворить 750—800 г едкого натра и добавить 150 г керосина. Эту смесь залить в систему и оставить на несколько часов, после чего тщательно промыть чистой водой при работающем двигателе.

6. Для подготовки системы охлаждения и отопления к работе в зимних условиях необходимо выполнить следующее:

а) снять клапан отопления и проверить, проворачивается ли без заеданий на оси дроссельная заслонка и не покрыта ли слоем

накипи и ржавчины нагружающая ее пружина, после чего клапан нужно поставить на место;

б) тщательно промыть всю систему и трубопроводы;

в) проверить отсутствие течи жидкости во всех местах соединения трубопровода и в агрегатах системы охлаждения и отопления.

г) проверить и установить в правильное положение заслонку клапана отопления регулировочной гайкой;

д) проверить безотказное включение и нормальную работу электродвигателей отопителей;

е) снять термоизоляцию с внутренней стороны капота двигателя.

Для включения системы отопления необходимо:

а) открыть краны клапана отопления на верхнем бачке радиатора и на водяном насосе, вывинчивая до отказа стержни обоих кранов;

б) установить дроссельную заслонку клапана отопления, поворачивая регулировочную гайку с указательным штифтом в направлении вращения часовой стрелки из положения 0 в положение 2, 3 и т. д. до положения 10 в зависимости от температуры наружного воздуха.

При необходимости обогрева кузова включить электродвигатели вентиляторов отопителей. Перед включением вентиляторов отопителей следует проверить, чтобы температура жидкости в системе была не ниже 70° С.

Для надежной работы двигателя в зимнее время с низкими минусовыми температурами и предохранения системы охлаждения двигателя и отопления кузова от замерзания, рекомендуется заполнять систему специальной жидкостью, замерзающей при низкой температуре.

Наиболее распространенной жидкостью, применяемой при эксплуатации автомобилей, является антифриз В-2 (ГОСТ 159-41).

Выпускаемый химической промышленностью антифриз В-2 является раствором технического этиленгликоля в воде и по наружному виду представляет собой желтоватую, слегка мутную жидкость.

При составлении жидкости, замерзающей при низких температурах, необходимо подбирать соотношение компонентов так, чтобы температура замерзания смеси была бы ниже самой низкой температуры воздуха в зимнее время для данных условий эксплуатации.

Зависимость удельного веса и температуры застывания этилен-гликолевой жидкости, замерзающей при низких температурах, от содержания воды приведена в табл. 7.

Смесь необходимо составлять в чистой таре; она не должна содержать механических примесей и должна быть тщательно перемешана перед заливкой.

Коэфициент объемного расширения при нагревании у жидкости, замерзающей при низких температурах значительно больше, чем

у воды. Поэтому при заправке такую жидкость нужно заливать на 6% меньше общего объема системы, т. е. 29,5 л.

Так как в процессе эксплуатации жидкость, замерзающая при низких температурах, изменяет свои свойства вследствие испарения воды, то необходимо систематически проверять уровень жидкости в системе охлаждения и доливать воду.

Особенно важно следить за уровнем жидкости в системе охлаждения при сильных морозах.

Перед заливкой жидкости, замерзающей при низких температурах, необходимо тщательно проверить герметичность всех соединений трубопроводов и агрегатов водяной системы.

Если в системе охлаждения имеются течи, то последующие доливки воды для восстановления нужного уровня жидкости изменят первоначальное соотношение компонентов низкозамерзающей жидкости. При этом изменится температура замерзания жидкости, что может вызвать серьезные неполадки при работе автобуса.

Качество жидкости, замерзающей при низких температурах, необходимо периодически проверять по удельному весу ареометром.

Попадание в жидкость нефтепродуктов вызывает бурное пено-образование и делает ее непригодной к дальнейшему использованию. Перед заливкой свежей жидкости всю систему необходимо промыть так же, как это делается при удалении накипи.

Заполнять систему жидкостью, замерзающей при низких температурах, следует аккуратно, чтобы не облить окрашенные детали, так как этот состав портит окраску.

Жидкости, замерзающие при низких температурах, в пожарном отношении безопасны, в холодном состоянии не испаряются, но при обращении требуют особых мер предосторожности, так как ядовиты.

Перегрев системы охлаждения и серьезные неполадки в ее работе могут быть вызваны в основном следующими причинами:

1) засорением системы грязью и накипью;

2) поломкой вентилятора радиатора;

3) нарушением нормальной циркуляции жидкости из-за недостаточного ее количества или из-за неисправности водяного насоса;

4) неисправностью жалюзи радиатора (неплотное прилегание пластин);

5) неудовлетворительной работой или неправильной регулировкой клапана отопления.

При перегреве жидкости в системе нужно немедленно остановить двигатель, проверить уровень жидкости и, если требуется,

долить ее. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не обжечься паром. Не рекомендуется заливать в перегретый двигатель холодную воду, так как это может вызвать образование местных трещин в блоке.

Для обеспечения безотказной работы жалюзи радиатора следует ежедневно производить осмотр, очистку щеткой или струей сжатого воздуха концов осей пластин и самих пластин от грязи, а через каждые 8000 км пробега производить промывку пластин керосином с последующей смазкой осей легким моторным маслом.

Нормальный температурный режим в системе охлаждения в большей степени зависит от плотности прилегания пластин жалюзи, что особенно важно для эксплуатации зимой. Поэтому нужно систематически проверять плотность прилегания пластин в закрытом положении жалюзи.

 

 

Таблица 7

Содержа­ние воды в °'э (обьемное)

Температура замерз ния в ® С

Удельный вес при 20°С

0

—12

1,114

10

—30

1,106

30

-67

1,089

40

-55

1,079

50

—34

1,068

60

—24

1,057

70

—13

1,043

80

— 9

1,023

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..