В силовой передаче автобуса применено двухдисковое сухое сцепление,
смонтированное на маховике двигателя. Устройство сцепления показано на
фиг. 57.
Сцепление выключается при помощи педального привода (фиг. 58).
Педаль сцепления 12 неподвижно установлена на валу 1 слева, для чего
отверстие в педали и участок вала снабжены мелкими остроугольными
шлицами. Вал 1 вращается на двух бронзовых подшипниках 2 скольжения,
закрепленных на каркасе основания кузова.
Наружная поверхность подшипников имеет сферическую форму. Вследствие
этого подшипники могут, поворачиваясь в обоймах 4, устанавливаться в том
положении, при котором будет обеспечена легкость вращения вала и
равномерная выработка подшипников.
Смазка подшипников осуществляется через пресс-масленки 5. На шлицевом
участке (с мелкими остроугольными шлицами) правого конца вала установлен
рычаг 6, который тягой 9 соединен с рычагом 11 вилки выключения
сцепления.
Оттяжная пружина 10, крепящаяся одним концом к каркасу основания, а
другим — к пальцу шарнирного соединения рычага 6, тягой 9 удерживает
педаль сцепления в полностью отпущенном положении при включенном
сцеплении.
Для возможности изменения длины тяги 9, что может потребоваться при
установке свободного хода педали сцепления, передний конец ее выполнен
резьбовым. Навертывая или вывертывая пилку 7, можно изменять длину тяги.
Работа механизма сцепления происходит в следующем порядке. При нажатии
на педаль сцепление выключается. Упорный подшипник 11 (фиг. 57) муфты
выключения сцепления действует при этом на внутренние концы выжимных
рычагов 6, которые, поворачиваясь, отводят нажимной диск от маховика,
сжимая при этом пружины 20. Одновременно под действием пружин 26 средний
ведущий диск также отходит от маховика и упирается в винты 33, а ведомые
диски освобождаются.
При отпускании педали сцепление включается. При этом муфта 12 выключения
сцепления под действием оттяжной пружины 15 возвращается в исходное
положение, а нажимные пружины 20 сцепления зажимают ведомые диски между
ведущими.