При правильных приемах управления автобусом обслуживание коробки передач
ограничивается наблюдением за количеством и состоянием смазки (по
загрязнению), отсутствием течи в местах разъема и на выходных концах
валов, надежностью креплений и чистотой наружных поверхностей картера и
крышки, за безотказность работы коробки передач в длительной
эксплуатации.
Уровень смазки в картере коробки передач должен совпадать с нижним краем
-контрольного отверстия. При замене смазки спускать отработанное масло
из картера необходимо теплым сразу
после остановки автобуса. Если масло загрязнено или
в нем обнаружено значительное количество металлической пыли, то после
спуска масла коробку передач необходимо промыть керосином в такой
последовательности:
1. Отвернуть пробку наливного отверстия, залить в картер 2—3 л керосина
и закрыть пробку.
2. Рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.
3. Пустить двигатель и дать ему проработать на малых оборотах в течение
2—3 мин., после чего спустить керосин.
4. Заполнить коробку передач свежим маслом до уровня нижней кромки
наливного отверстия.
Промывку картера коробки передач необходимо производить и при сезонной
смене смазки с летнего сорта на зимний и наоборот.
Особенно внимательно нужно следить за состоянием уплотнений в коробке
передач на новом автобусе и после ее повторных сборок в эксплуатации.
При значительном подтекании масла надо установить место подтекания и
устранить дефект.
При повторных сборках коробки передач в эксплуатации рекомендуется
устанавливать в местах соединений новые прокладки, которые полезно
смазывать нитроклеем АК-20. Этот клей может быть использован также и для
уплотнения сквозных резьбовых отверстий в картере под болты. В этом
случае отверстия в картере и резьбовая часть болтов должны быть
тщательно очищены от смазки (обезжирены). Для промазки с целый
уплотнения можно также применять нитрокраску.
Во время эксплуатации необходимо следить за работой коробки передач, не
оставляя без внимания появление вибрации, стуков, новых шумов и других
неисправностей. При появлении вибрации необходимо проверить фланец и
вторичный вал и установить, нет ли в сопряжении износа шлиц.
Износ шлиц возможен вследствие недостаточной затяжки гайки крепления
фланца или в результате износа шайбы, установленной между гайкой и
торцом фланца. Детали со значительно изношенными шлицами необходимо
заменять новыми.
Появление стука в коробке передач или заедания при переключении передач
являются следствием износа зубьев шестерен, неправильной сборки и
регулировки механизма переключения передач.
Появление шумов в коробке передач чаще всего происходит из-за
отвертывания гайки крепления набора шестерен на вторичном валу
(результат слабой затяжки или небрежного законтривания гайки) или при
больших осевых перемещениях вторичного вала.
В таких случаях автобус должен быть отправлен в парк.
Величина осевого перемещения вторичного вала определяется
штангенциркулем или индикатором, закрепленным на задней сленке, при
перемещении вторичного вала от руки вперед и назад. Осевого сдвига вала
не должно быть. При проверке крепления набора шестерен в передней части
вторичного вала проверяется, не проворачивается ли стальное кольцо между
шестернями третьей и
пятой передач. Нормально это кольцо должно быть надежно прижато
бронзовой втулкой шестерни пятой передачи к ступенчатому переходу на
вторичном валу.
При проверке рекомендуется остро заточенной стальной проволокой
раздвинуть шестерни третьей и пятой передач в осевом направлении и
попробовать повернуть острым концом проволоки стальное кольцо. Если вал
неподвижен, а кольцо поворачивается, то крепление нуждается в подтяжке.
Второй возможной причиной осевого перемещения вала может быть зазор
между крышкой и торцом подшипника.
Для устранения зазора следует заменить кольцо новым, имеющим большую
толщину, после чего осевого перемещения вала не должно быть.