На автомобиле установлено сухое двухдисковое сцепление с периферийным
расположением нажимных пружин (фиг. 35).
Передача крутящего момента от маховика к среднему ведущему диску 5
осуществляется посредством четырех пазов на маховике, в которые свободно
входят шипы диска 5.
Крутящий момент к нажимному (ведущему) диску 6 передается через кожух
сцепления 10, связанный с маховиком восемью специальными центрирующими
болтами 16. Нажимной диск связан с кожухом четырьмя парами пружинных
пластин 8.
Пластины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом в окружном и
радиальном направлениях, обеспечивая в то же время возможного
перемещения диска относительно кожуха в осевом направлении. Осевое
перемещение нажимного диска необходимо для выключения и включения
сцепления.
Нажимное усилие создается двенадцатью нажимными спиральными пружинами 9,
установленными в кожухе сцепления. Пружины опираются на нажимной диск
через изолирующие шайбы 7.
Когда сцепление включено, нажимные пружины прижимают диски 6 и 5 к
кольцевым фрикционным накладкам ведомых дисков 2 и 3.
Ведомые диски имеют отдельные ступицы, установленные на шлицах
первичного вала коробки передач. Наличие радиальных разрезов в дисках
обеспечивает плавность включения и устраняет возможность коробления
дисков при нагреве.
В каждом ведомом диске установлен гаситель колебаний фрикционного типа с
сухим трением стали по стали. Упругой муфтой гасителя (демпфера)
являются восемь равномерно расположенных пружин 11. Ведомые диски
сбалансированы путем установки регулировочных пластин.
С обеих сторон среднего ведущего диска 5 (со стороны маховика и со
стороны нажимного диска 6) приклепаны отжимные пружины 1. Эти пружины
при выключении сцепления устанавли-вают диск 5 в среднее положение между
маховиком и диском 6, чем достигаются необходимые зазоры между рабочими
поверхностями муфты сцепления.
На нажимном диске 6 установлены отжимные рычаги 12, соединенные с
кожухом сцепления через вилки 14. Установка отжимных рычагов в одной
плоскости обеспечивается при помощи регулировочных гаек 13,
Фиг. 35. Сцепление:
При выключении сцепления внутренние концы рычагов
передвигаются муфтой выключения сцепления к маховику, а наружные концы
—от маховика. При этом диск 6 отодвигается от ведомого диска 3, пружины
9 сжимаются, а диск 5 отодвигается вправо под действием пружины 1 и
освобождает ведомый диск 2. Поверхности фрикционных кольцевых накладок
ведомых дисков выходят из соприкосновения с ведущими дисками и торцовой
плоскостью маховика, тем самым разъединяя двигатель и трансмиссию.
Выжимной подшипник сцепления смазывается через гибкий шланг колпачковой
масленкой, расположенной с правой стороны картера сцепления. Если гибкий
шланг заменен новым, то перед постановкой заполнить его смазкой. *
Педаль сцепления должна иметь свободный ход в пределах 30—40 мм.
Величина свободного хода определяется нажатием руки на педаль: начало
рабочего хода ощущается по значительному возврастанию усилия.
Свободный ход педали регулируют с целью поддержания зазора между упорнЬш
подшипником муфты выключения сцепления и внутренними концами отжимных
рычагов. Этот зазор должен быть 3—4 мм. При такой величине зазора
обеспечивается полное выключение сцепления.
По мере износа трущихся поверхностей дисков зазор уменьшается, в
результате чего свободный ход педали также уменьшается. Если зазор
выбран, рычаги выключения сцепления касаются упорного подшипника муфты,
и он быстро изнашивается.
Если свободный ход педали превышает 40 мм, хода педали может не хватить
для полного выключения сцепления.
Регулировка свободного хода производится изменением длины тяги рычага
педали сцепления в следующем порядке:
1) отсоединить тягу от рычага вала вилки выключения;
2) отпустить контргайку вилки тяги и навертывать вилку для увеличения
зазора или вывертывать для уменьшения;
3) соединить тягу с рычагом и затянуть контргайку вилки;
4) проверить свободный ход педали.
Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во
включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться
полностью (не должно «вести»).
Пробуксовка сцепления возникает при значительном износе фрикционных
накладок, когда отжимные рычаги упираются в кожух сцепления. Для
устранения пробуксовки необходимо восстановить первоначальное положение
отжимных рычагов, удалив четыре регулировочные пластины 15,
установленные между кожухом сцепления и маховиком. Для этого следует:
снять крышки люков картеров сцепления и маховика; отпустить болты
крепления кожуха сцепления и вынуть четыре регулировочные пластины;
завернуть болты. Затяжку производить равномерно; поставить на место
крышки;
произвести регулировку свободного хода педали.
Регулировочные прокладки снимают только в том случае, если пробуксовку
сцепления невозможно устранить регулировкой свободного хода педали
сцепления.
При сборке сцепления необходимо следить, чтобы средний ведущий диск
свободно перемещался в пазах маховика.
В процессе эксплуатации запрещается регулировать положение отжимных
рычагов 12 с помощью гаек 13.