Пневматический тормозной привод автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Принципиальные схемы пневматического
тормозного привода автомобилей МАЗ-64227 и MA3-54322 показаны на рис. 96
и 97.
Питающая часть пневмопривода тормозов состоит из компрессора 1 (см. рис.
96), влагоотделителя 2, регулятора давления 3, конденсационного ресивера
4, двойного защитного клапана 5 и соединяющих их трубопроводов и
арматуры.
При работе двигателя сжатый воздух из компрессора поступает через
влагоотделитель 2, регулятор давления 3 в конденсационный ресивер 4 и
далее через двойной защитный клапан
5 в ресиверы 8 и 9. Одновременно из компрессора сжатый воздух через
одинарный защитный клапан 7 поступает в ресивер 10, к которому
подключены дополнительные потребители: привод механизма вспомогательного
тормоза, усилитель сцепления и др.
При достижении давления в системе 8 кгс/см2 срабатывает регулятор
давления и дальнейшее поступление воздуха в систему прекращается —
происходит разгрузка компрессора в атмосферу. Одновременно с регулятором
давления срабатывает влагоотделитель, выбрасывая в атмосферу скопившийся
в нем конденсат.
В пневматический тормозной привод входят следующие независимые
пневмоконтуры:
тормозных механизмов колес переднего моста; тормозных механизмов колес
заднего и среднего мостов;
механизма стояночного (запасного) тормоза; тормозных механизмов
полуприцепа; механизма вспомогательного тормоза и других потребителей
сжатого воздуха.
На всех воздушных ресиверах устанавливаются краны слива конденсата 30.
Кроме того, в пневмосистему включены пневмоэлектрические датчики 27,
связанные с соответствующими сигнальными лампами на щитке приборов,
которые включаются при уменьшении давления в том или ином контуре ниже
5,6 кгс/см2, а также датчики 29, связанные с манометрами, установленными
на щитке приборов.
Пневмопривод рабочих тормозов работает следующим образом. При нажатии на
тормозную
педаль срабатывает тормозной кран 18. Сжатый воздух
из ресивера 8 через нижнюю секцию крана поступает в тормозные камеры 22,
которые приводят в действие тормозные механизмы колес передней оси. Из
верхней секции тормозного крана через регулятор тормозных сил 20 воздух
подается в управляющую магистраль ускорительного клапана 19, в
результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресиверов 9 в
тормозные камеры колес заднего и среднего мостов.
Одновременно через двухмагистральный клапан 23 воздух поступает в
управляющую магистраль ускорительного клапана 19а, который перепускает
сжатый воздух из ресивера в полости эиергоаккумуляторов 21, исключая
возможное двойное воздействие на колесные тормозные механизмы (от
рабочей и стояночной систем).
Тормозной кран, регулятор тормозных сил и ускорительный клапан имеют
следящее устройство, т. е. в тормозные камеры поступает сжатый воздух,
давление которого зависит от величины перемещения тормозной педали.
Кроме того, регулятор тормозных сил учитывает нагрузку на заднюю
подвеску и в зависимости от нее пропускает определенное давление в
управляющую полость ускорительного клапана 19. При полной нагрузке на
заднюю подвеску в тормозные камеры поступает полное давление,
определяемое тормозным краном 18. При растормаживании воздух из передних
тормозных камер, регулятора тормозных сил и управляющей полости
ускорительного клапана 19 выходит в атмосферу через тормозной кран, а из
задних тормозных камер — через ускорительный клапан 19 а.
Во время торможения сжатый воздух из маги-
стралей привода передних и задних тормозных
механизмов поступает к клапану 15 управления тормозами полуприцепа с
двухпроводным приводом, в результате чего клапан срабатывает и воздух из
ресиверов 8 и 9 через одинарные защитные клапаны 7 и обратный клапан 14
поступает в магистрали полуприцепа.
При сцепке тягача с полуприцепом с однопроводным тормозным приводом
сжатый воздух через клапан 16 управления тормозами полуприцепа с
однопроводным приводом и соединительную головку поступает к
воздухораспределителю полуприцепа и в его воздушный ресивер.
При торможении воздух выпускается из соединительной магистрали через
клапан 16 и происходит затормаживание полуприцепа.
При сцепке тягача с полуприцепом с двухпроводным тормозным приводом
используются
соединительные головки 25 магистрали питания и управления.
Пневмопривод стояночного и запасного тормоза работает следующим образом.
Сжатый воздух из ресиверов 8 и 9 через одинарные защитные клапаны 7 и
обратный клапан М поступает к крану 17 управления стояночным тормозом,
от которого через двухмагистральный клапан 23 поступает в управляющую
магистраль ускорительного клапана 19а, в результате чего последний
пропускает сжатый воздух из ресиверов 8 и 9 в цилиндры
энергоаккумуляторов тормозных камер 21.
При торможении стояночным тормозом (рукоятка крана 17 установлена в
заднее фиксированное положение) воздух из управляющей магистрали
ускорительного клапана 19а выходит в атмосферу. При этом воздух из
цилиндров энер-гоаккумуляторов тормозных камер 21 через атмосферный
вывод ускорительного клапана выходит в атмосферу. Пружины, разжимаясь,
приводят в действие тормозные механизмы заднего моста.
Одновременно кран 17 включает клапан 15 управления тормозами полуприцепа
с двухпроводным приводом, обеспечивая при этом торможение полуприцепа.
В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного
тормоза пружинные эиергоаккумуляторы срабатывают и автомобиль
затормаживается.
В этом случае для растормаживания автомобиля необходимо вывернуть болты
8 (см. рис. 93) на всех тормозных камерах 21 (см. рис. 96).
Кран управления стояночным тормозом имеет следящее устройство, которое
позволяет притор-маживать автомобиль (запасной тормозной системой) с
интенсивностью, зависящей от положения рукоятки крана.
Пневмопривод вспомогательной тормозной системы работает следующим
образом. При на-жатии на кран 11 управления вспомогательным тормозом
сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 13 управления вспомогательным
тормозом. Шток цилиндра, связанный с рычагом заслонки вспомогательного
тормоза, поворачивает заслонку и она перекрывает приемную трубу
глушителя. Одновременно сжатый воздух поступает и в цилиндр 12, шток
которого перемешает скобу останова двигателя, прекращая тем самым подачу
топлива.
Рассмотрим агрегаты и аппараты пневматического тормозного привода.