Клапан управления тормозами прицепа с
однопроводным приводом автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
(рис. 103). Предназначен для управления
однопроводной системой пневматического привода тормозов полуприцепа.
Рис. 103. Клапан управления тормозами
полуприцепа с однопроводным приводом:
1 — верхняя крышка; 2. 12, 18 — пружины; 3 —
защитный колпак; 4 — малая шайба диафрагмы;
5 — большая шайба диафрагмы; 6 — диафрагма; 7 — болт; 8 — корпус
клапана; 9 — поршень; 10 — толкатель клапана; 11 — клапан; 13 — нижняя
крышка; 14 — винт; 15 — гайка; 16 — тарелка пружины; 17— клапан; 19 —
крышка;- 1, II, III — выводы;
А, Б, В — полости
В исходном положении (педаль тормоза отпущена)
сжатый воздух подводится от воздушного баллона к выводу II, вывод I
соединен с ат мосферой через тормозной кран. При этом под действием
силовой пружины 2 диафрагма 6 с толкателем 10 находится в нижнем
положении. Седлом толкателя выпускное окно закрыто, вывод III
разобщен с атмосферой. Стержень клапана перемещен в нижнее положение и
оторван от седла клапана И, впускное окно открыто, вывод II соединен с
выводом III. Сжатый воздух от вывода II через открытое впускное окно
клапана проходит к выводу III и далее в соединительную магистраль
управления тормозами полуприцепа однопроводного привода.
Одновременно сжатый воздух поступает в полости «Б» и «В». Давление в них
одинаковое, однако вследствие того, что площадь поршня
9, на которую воздействует давление сжатого воздуха в полости «В»,
больше, чем полости «Б», поршень перемещается вверх до упора в крышку
19.
При достижении давления в магистрали полуприцепа 5,0—5,2 кгс/см2 седло
клапана 11
под действием этого давления, перемещается вниз,
сжимая пружину 12. закрывает впускное окно и прекращает подачу сжатого
воздуха в тормозную магистраль.
При снижении давления в тормозной магистрали ниже заданных пределов
5—5,2 кгс/см2 седло клапана под действием пружины 12 перемещается вверх
и вновь открывает впускное окно.
При торможении автомобиля сжатый воздух от тормозного крана подается к
тормозным камерам и к выводу I крана управления тормозами полуприцепа с
однопроводным приводом.
Сжатый воздух от вывода I через отверстие в корпусе, заполняя полость
«Л», действует на диафрагму 6, имеющую большую площадь, и перемещает
толкатель 10 вверх, преодолевая сопротивление пружины 2. При перемещении
толкателя вверх стержень клапана 17 под действием пружины 18 прижимается
к седлу толкателя 10 до тех пор, пока не упрется в седло клапана 11 и не
закроет впускное окно, разобщив при этом вывод II с выводом III. При
дальнейшем перемещении толкателя его седло отрывается от стержня клапана
11, открывает выпускное окно, сообщая при этом вывод III с атмосферой.
Сжатый воздух через полый толкатель и отверстие в верхней крышке выходит
в атмосферу. Следящее действие осуществляется поршнем 9.
При снижении давления в полости В вследствие повышения давления в
полости А (давление в полости Б остается прежним) поршень начинает
воспринимать усилие от давления в полости А. Под действием разности
давлений поршень начинает перемещаться вниз, перемещая при этом
толкатель, седло которого закрывает выпускное окно.
Дальнейшее повышение давления в выводе I приводит к полному выпуску
воздуха из тормозной магистрали полуприцепа и тем самым к полному его
торможению. При этом толкатель
10 находится в крайнем верхнем положении, выпускное окно открыто,
впускное закрыто. Поршень 9 упорным кольцом толкателя прижат к крышке
19.
При оттормаживании автомобиля вывод I сообщается с атмосферой через
отверстие тормозного крана. Давление в полости А падает. Толкатель 10 с
силовой пружиной 2 под действием усилия, передаваемого поршнем от
давления в полости В, перемещается вниз. Седло толкателя упирается в
стержень клапана 17 и закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с
атмосферой. При дальнейшем перемещении толкателя пружина 18 сжимается,
клапан 17 отрывается от седла клапана 11, сообщая вывод
II с выводом III. Сжатый воздух поступает в тормозную магистраль
полуприцепа. Клапан переводится в исходное положение.
Кран вспомогательной тормозной
системы автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Предназначен для управления цилиндром
вспомогательной тормозной системы.
При нажатии на кнопку 1 (рис. 104) толкатель 18 перемещается внутри
втулки 17 и садится своим торцом на клапан 7, разобщая вывод / от
атмосферного вывода III. При дальнейшем движении толкателя клапан
отжимается от седла корпуса, открывая тем самым проход
сжатому воздуху от вывода II к выводу I и далее в
магистраль исполнительных механизмов.
При отпускании кнопки толкатель под действием пружины 14 возвращается в
верхнее положение. Клапан 7 закрывает отверстие в тарелке 4, прекращая
поступление сжатого воздуха в вывод I, а отверстие в толкателе 18
открывается, сообщая вывод I с атмосферным выводом III. Сжатый воздух,
находящийся в магистрали исполнительных механизмов, через отверстия А в
толкателе и вывод III выходит в атмосферу.