Двойной защитный клапан тормозов автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
(рис. 101). Предназначен для отключения
поврежденного контура с целью сохранения давления в другом контуре.
В исходном положении (положении перед началом работы) большой поршень 2
под действием пружин 10 занимает нейтральное положение, клапаны 3
пружинами 4 прижаты к седлам, малые поршни 5 под действием пружин 11
прижаты к торцам крышек.
В рабочем положении при подаче воздуха от компрессора к выводу I сжатый
воздух воздействует на клапаны 3, отжимает их от седел и поступает через
выводы II и III в воздушные баллоны отдельных контуров тормозного
привода.
При повреждении одного из контуров (например, левого) давление в этом
контуре падает, большой поршень 2 под действием разности давлений
перемещается в сторону поврежденного контура, своим седлом упирается в
клапан, разобщая при этом вывод I с выводом II. Пружина 10 поршня со
стороны поврежденного контура сжимается, клапан второго контура остается
открытым, и воздух от компрессора продолжает поступать в неповрежденный
контур.
Двойной защитный клапан при неисправном одном контуре поддерживает
давление сжатого воздуха в другом исправном контуре в пределах 5,2—5,5
кгс/см2. При давлении выше
5,5 кгс/см2 пружина 11 под действием клапана сжимается, клапан
отрывается от седла и часть воздуха уходит в поврежденный контур. После
устранения негерметичности поврежденный контур заполняется сжатым
воздухом, давление в контурах выравнивается, большой поршень 2 под
действием сжатой пружины 4 занимает нейтральное положение, и сжатый
воздух вновь продолжает поступать от вывода I через выводы
II и III в воздушные баллоны контуров.
Двухсекционный тормозной кран тормозов автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
(рис. 102).
Предназначен для управления исполнительными механизмами рабочих тормозов
автомобиля и привода клапанов управления тормозами полуприцепа при
наличии раздельного привода к тормозам передней и задней осей.
Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно,
питающиеся от раздельных контуров и управляющие: нижняя — тормозами
передней оси, верхняя — тормозами задней оси и тормозами полуприцепа.
Клапаны крана плоские, одинарные, резиновые.
Выводы I и II верхней и нижней секций соединены с воздушными баллонами
заднего и переднего контуров соответственно, а выводы
III и IV — с тормозными камерами задней и передней осей.
В исходном положении (педаль тормоза отпущена) тормозной кран через
клапан 21 сообщает с атмосферой тормозные камеры. При этом поршень 30
верхней секции под действием пружины 12 занимает крайнее верхнее
положение, выпускное окно клапана открыто и вывод
III сообщен с атмосферой. Верхний клапан
29 под действием пружины 13 прижат к седлу
верхнего корпуса, ц вывод II разобщен с выводом III.
Большой 28 и малый 15 поршни под действием пружины 26 находятся в
крайнем верхнем положении, выпускное окно нижнего клапана 17 открыто,
вывод IV сообщен с атмосферой. Нижний клапан 17 пружиной 24 прижат к
седлу нижнего корпуса и вывод I разобщен с выводом IV.
При нажатии на педаль тормоза рычаг 1 поворачивается на своей оси 4,
роликом 5 давит на толкатель 6, который через тарелку
9 смещает демпфер 31 и перемещает поршень
30 вниз. Поршень, перемещаясь вниз, сжимает пружину 12, закрывает
выпускное окно, разобщая вывод III с атмосферой, и отрывает клапан 29 от
седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу I, через открытый клапан
поступает к выводу III и далее к тормозным камерам задней оси до тех
пор, пока сила нажатия на рычаг не уравновесится давлением воздуха на
поршень 30 (следящее действие). Одновременно сжатый воздух через
отверстие в выводе III подается в надпоршневое пространство большого
поршня 28.
Поршень 28. имеющий большую поверхность, перемещается вниз при небольшом
давлении в надпоршневом пространстве и перемещает малый поршень 15,
сжимая при этом пружину 26. Малый поршень 15 закрывает выпускное окно,
разобщая выводы IV с атмосферой, и отрывает клапан 17 от седла. Сжатый
воздух, подводимый к выводу II через открытый клапан, поступает к выводу
IV и далее к тормозным камерам передней оси. Сжатый воздух, находящийся
в пространстве под поршнями 15 и 28, уравновешивает силу, действующую на
поршень 28 сверху таким образом, что в полости IV устанавливается
давление, соответствующее усилию нажатия на рычаг (следящее действие).
Размеры поршней и пружина 26 подобраны так, что давление в выводах III и
IV в зависимости от усилия на рычаге практически одинаково; при
промежуточных положениях рычага нижняя секция управляется пневматически.
При крайнем положении рычага или в случае повреждения контура верхней
секции поршень 30. перемещаясь вниз, шпилькой 11 воздействует на шток 18
малого поршня 15, перемещая его. Малый поршень, в свою очередь,
закрывает выпускное окно и открывает клапан 17.
При снятии усилия с рычага верхний поршень под действием пружины 12
перемещается вверх, клапан 29 прижимается к седлу, а поршень, продолжая
перемещаться, открывает выпускное окно и сообщает вывод III с
атмосферой. Давление в надпоршневом пространстве большого поршня 28
падает, поршни 28 и 15 вследствие разности давлений и воздействия
пружины 26 перемещаются вверх, клапан 17 прижимается к седлу, выпускное
окно открывается, и вывод
IV сообщается с атмосферой.
При механическом воздействии на малый поршень 15 оттормаживание нижней
секции происходит при снятии усилия со штока 18.
Рис. 102. Тормозной кран:
I — рычаг; 2 — регулировочный винт; 3 — защитный чехол; 4 — ось ролика;
5 — ролик; 6 — толкатель; 7 — корпус рычага; 8 — гайка; 9 — тарелка; 10,
16, 20, 27 — уплотнительные кольца; 11 — шпилька; 12, 13, 24, 26 —
пружины; 14, 19 — направляющие; 15 — малый поршень; 17 — клапан нижней
секции: 18 — толкатель малого поршня; 21 — клапан атмосферного вывода;
22 — стопорное кольцо; 23 — корпус атмосферного вывода: 25 — нижний
корпус;
28 — большой поршень; 29 — клапан верхней секции; 30 — верхний поршень;
31 — упругий элемент; 32—плита; 33— верхний корпус; I, III—выводы
верхней секции; II, IV — выводы нижней секции