Ремонт тормозного крана обратного действия с
ручным управлением автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Для снятия крана (см. рис. 110) отсоединяют
трубопроводы и отвертывают гайки болтов крепления. Разборку крана
следует производить в такой последовательности:
отвернуть винты крепления и снять крышку 3 в сборе с рукояткой, снять
пружину 2;
сжав пружины, снять упорное кольцо, вынуть шток 9 в сборе с направляющей
6 и пружиной 7;
вынуть поршень 10 в сборе, разобрать его, сняв упорное кольцо, и вынуть
пружину, шайбу опорную, клапан 13 и кольцо клапана.
После разборки детали крана следует обезжирить и промыть в горячей воде.
Сборка крана производится в последовательности, обратной разборке, в
условиях, исключающих попадание пыли и грязи. Все трущиеся поверхности
деталей и узлов крана должны быть смазаны тонким слоем смазки
ЦИАТИМ-221. Резинотехнические детали не должны
иметь повреждений.
Если усилие пружины 1 (рис. 122) при ходе 0,5 мм в направлении стрелки А
составляет менее 2,6 кгс, нужно установить шайбу 7. Одна шайба дает
увеличение упругости пружины на
4,2 кгс (падение давления на 0,35 кгс/см2), что соответствует отклонению
рычага крана на 3,75 °. После установки упорного кольца 3 направляющая 5
должна быть плотно к нему прижата. В противном случае пружину следует
заменить.
Зазор х не должен превышать 0,2 мм. Его величина устанавливается с
помощью шайб толщиной 0,15; 0,2 и 0,3 мм, при этом шайба 6 толщиной 0,5
мм должна оставаться внизу.
Проверяют работу крана на стенде, схема которого показана на рис. 123 в
следующей последовательности: подключить кран по схеме. Краном точного
регулирования установить по показаниям манометров 3 и 5 давление, равное
7 кгс/см2. При этом из вывода Б воздух не должен выходить;
медленно перенести рычаг крана из исходного положения I в фиксированное
положение III. Рычаг должен перемещаться без заеданий и легко
фиксироваться. При повороте до 70 ° и обратно рычаг должен автоматически
возвращаться в исходное положение;
при повороте на 8—10° манометр
5 должен показывать падение давления не более чем на 1,5 кгс/см2. При
дальнейшем повороте рычага давление должно плавно понижаться примерно от
6,0 кгс/см2 до нуля, а при обратном движении плавно повышаться;
падение давления по манометру 5 до нуля должно достигаться при повороте
рычага на 60—70°. При наличии остаточного давления следует установить
шайбы 7 (см. рис. 122) под пружиной 1;
установить рычаг в фиксированное положение III (см. рис. 123). При этом
манометр 5 должен показывать нулевое давление, а из вывода Б не должен
выходить воздух;
возвратить рычаг в исходное положение I и проверить на герметичность с
помощью мыльной эмульсии.
Ступенчатость изменения давления при испытаниях не должна превышать 0,3
кгс/см2.
Ремонт пружинного энергоаккумулятора
Для снятия пружинного энергоаккумулятора (см.
рис. 93) отсоединяют шланги и отвертывают гайки крепления его к
кронштейну. Разборку энергоаккумулятора после снятия шланга и
разъединения с пневмокамерой необходимо производить в следующей
последовательности;
вывернуть толкатель 11 (рис. 124, а) и снять с него уплотнительное
кольцо 12;
вывернув на несколько оборотов (примерно на 5 мм) винт 19 из цилиндра
15, отвернуть гайки 9 болтов крепления фланца 10 к цилиндру 15 и
разъединить их. Снять с фланца уплотнительные
кольца 6, 7 и 8;
завернуть винт 19. до упора и установить цилиндр в приспособление (рис.
124, б) так, чтобы упор 21 приспособления охватил головку винта, и,
осторожно вращая рукоятку 22 приспособления, сжать пружину 5, при этом
величина углубления поршня 14 в цилиндр 15 не должна превышать 60 мм;
утопив пакет деталей 2, 16 и 18 (рис. 124, в) за пределы резинового
кольца 1, снять специальным инструментом стопорное кольцо 17 с винта 19;
освободить поршень 14 до полного расслабления пружины 5, осторожно
вращая рукоятку приспособления в обратном направлении;
сняв с приспособления цилиндр, поршень и пружину, вынуть оставшиеся в
нем детали 2, 16 и 18 (рис. 124, г), снять с поршня направляющее кольцо
3 и уплотнитель 4, вынуть пружину 5, снять с винта резиновое кольцо 1,
вывернуть винт 19 из цилиндра и снять уплотнительную шайбу 20.
Перед сборкой все трущиеся детали должны быть смазаны тонким слоем
смазки ЦИАТИМ-221. Сборку следует производить в следующей
последовательности:
надеть уплотнительную шайбу 20 (рис. 125, а) на винт 19, завернуть его в
цилиндр 15 до упора и надеть резиновое кольцо 1
установить пружину 5 в цилиндр малым витком наружу;
надеть на поршень 14 уплотнитель
4 и направляющее кольцо 3 и установить поршень на пружину так, чтобы
торец пружины уперся в бобышку 13. Надеть на трубу поршня фланец 10,
предварительно вставив в него уплотнительное и направляющее кольца 6 и
7 и надеть на него уплотнительное кольцо ;
установить подсобранный узел в приспособление (рис. 125, б) так, чтобы
упор 21 охватил головку винта 19 и, осторожно вращая рукоятку 22
приспособления, сжать пружину 5 до соприкосновения фланца 10 с цилиндром
15. При этом следить за правильным вхождением направляющего кольца 3
(рис. 125, в) в цилиндр. Соединить фланец с цилиндром при помощи болтов;
снять подсобранный энергоаккумулятор с приспособления и установить на
винт 19 (рис. 125, а) последовательно упорную шайбу 2, игольчатый
подшипник 18. упор 16, утопить их за пределы резинового кольца 1 и
установить стопорное кольцо 17 так, чтобы оно надежно вошло в канавку
винта. При наличии сжатого воздуха можно подавать его в пружинный
энергоаккумулятор. При этом хвостовик винта
19 будет находиться ближе к краю трубы поршня, что облегчит установку
упорного подшипника 18;
осторожно вывинчивая винт и сжимая пружину, убедиться в том, что поршень
надежно через упорный подшипник удерживается стопорным коль-цом. Эту
операцию повторить несколько раз;
надеть на толкатель 11 уплотнительное кольцо 12 и завернуть толкатель в
трубу поршня;
подсобрав пневмокамеру, соединить ее корпус с фланцем с помощью хомута.