Комбинированный способ эвакуации

  Главная     Водолазное дело - Учебники      Руководство по водолазным работам в сухопутных войсках

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3. СПАСАТЕЛЬНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

 

Комбинированный способ эвакуации

138. Сущность комбинированного способа эвакуации (рис. 66) заключается в том, что эвакуация затонувшей техники производится тяговым средством с берега при помощи троса, запасованного в полиспаст, один блок которого крепится к плавучей опоре, а второй — к затонувшей машине.
 

 

Рис. 66. Схема подъема техники комбинированным способом

 


В качестве плавающей опоры могут быть использованы различного типа паромы табельных переправочных парков.

Для эвакуации затонувшей техники весом до 25 т целесообразно использовать 50-тонный паром парка ТПП. В качестве полиспаста используются любые блоки, обеспечивающие по еврей грузоподъемности подъем затонувшей машины.

Оборудование собранного парома производится у берега. Поперек прогонов парома, на середине межопорного пространства, укладываются пажилины. В центре парома к уложенным и закрепленным па жили нам снизу с помощью троса прикрепляется верхний блок полиспаста. Второй блок полиспаста укладывается на берегу и производится запасовка троса в полиспаст. Сначала трос вводится через нижний блок на верхний, вновь к нижнему блоку и так далее в зависимости от кратности полиспаста.

После запаоовки троса в полиспаст нижний блок полиспаста укладывают на паром так, чтобы не перепутать ветви троса в полиспасте. Остальной трос, выходящий из нижнего блока полиспаста, зигзагообразно укладывается на палубе парома, конец которого прикрепляется к тяговому средству на берегу, и паром буксируется к месту остропки затонувшей техники с разматыванием троса.

Спуски водолаза для остропки производятся непосредственно с парома. Остропка затонувших средств заключается в присоединении нижнего блока полиспаста к буксирному крюку затонувшей машины способом, изложенным выше.

После предварительного натяжения тягового троса якоря, на которых стоял паром, отдаются «на буй».
 

 

 

Эвакуация затонувшей техники зимой

139. Основным способом эвакуации затонувшей техники зимой является вытаскивание на берег по дну реки или подъем на лед с последующей отбуксировкой на берег.

Выполнение работ начинается с определения несущей способности льда в различных точках рабочей площадки и на трассе от рабочей площадки до берега.

Несущая способность льда при температурах 0—30°С зависит в основном от его толщины.
Минимальная толщина льда определяется по формулам:
 

 

 

140. Организация работ по вытаскиванию затонувшей техники зависит от несущей способности льда.

Если несущая способность льда настолько мала, что не позволяет вести какие-либо подготовительные работы и прежде всего производить спуск водолазов со льда для остропки затонувшей техники, то делается сплошная майна, от затонувшего средства до берега, и работы по вытаскиванию производятся так же, как и в летних условиях.

Если несущая способность льда позволяет вести подготовительные работы по остропке затонувшей техники со льда, то в этом случае над затонувшим средством делается прорубь для спуска водолазов, у берега для выхода затонувшего средства вырубается майна, между прорубью и майной во льду делается сквозная канава для спуска под лед тягового троса.

Способ остропки и остропочные приспособления используются такие же, как и в летних условиях.

Водолаз, спустившийся под лед, прикрепляет к затонувшему средству остропочное приспособление, второй конец которого на поверхности льда соединяется такелажной скобой с концом тягового троса от тягача (лебедки), после чего трос через вырубленную во льду канаву опускается на дно.

При большой толщине льда или значительной удаленности затонувшего средства от берега вместо сквозной канавы от береговой майны до затонувшего средства по прямой линии делается ряд небольших прорубей. Под ними от берега с помощью багров пропускается деревянная жердь с привязанным к ней пеньковым канатом. За пеньковый канат протаскивается тяговый трос от тягача, который затем и соединяется с остропочным приспособлением, присоединенным к затонувшему средству.

Если затонувшее средство .находится вблизи от берега, у берега делается одна майна. В нее спускается водолаз с тонким тросом и блоком, с помощью которых ему подается конец тягового троса для закрепления к затонувшему средству.

141. Подъем затонувшей техники на лед возможен при толщине льда, выдерживающей суммарные нагрузки от поднимаемого средства и подъемного устройства.

При олирании подъемного устройства на опоры малой площади (ноги укосины) прочность льда проверяется на местное продавли-вание. Удельное давление опоры на лед не должно превышать

9 кг/см2. Если удельное давление опоры на лед больше допустимого, под нее делаются подкладки из бревен.

142. Наиболее распространенным способом подъема затонувшей техники на лед весом до 10 т является подъем с использованием двуногой деревянной укосины, которая изготавливается из двух бревен длиной по 7 м, диаметром 20 см, соединенных в верхней части болтом и схватками (рис. 67).

Укосина поддерживается вантой из стального троса 0 15,5 мм, закрепленной одним концом за верхнюю оконечность укосины, а
вторым за мертвяк, заложенный под лед на расстоянии не менее

10 м от основания укосины (рис. 68).

Подъем затонувшей техники производится тягачом или лебедкой тягача через полиспаст с использованием подъемной балки.
 

 

 

Рис. 67. Двуногая деревянная укосина

 

Рис. 68. Схема подъема затонувшей техники на лед с использованием двуногой деревянной укосины

 

 


Если лед недостаточно прочен для вытаскивания по нему поднятого средства на берег, его усиливают (см. Наставление по военно-инженерному делу для всех родов войск Советской Армии).

При выполнении работ по подъему необходимо строго соблюдать меры предосторожности и технику безопасности.