3. СПАСАТЕЛЬНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

  Главная     Водолазное дело - Учебники      Руководство по водолазным работам в сухопутных войсках

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3. СПАСАТЕЛЬНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

Общие сведения по организации спасательно-эвакуационных водолазных работ в инженерных частях

104. В современной войне с применением ядерного оружия возможны большие потери в технике, особенно на водных преградах, поэтому своевременная и быстрая эвакуация затонувшей техники для последующего ее восстановления и возврата в строй будет иметь для войск важное значение.

Эвакуация включает выполнение следующих видов работ:

— поиск затонувшего средства и обозначение места его затопления;

— обследование затонувшего средства;

— остропка и доставка (вытаскивание или подъем) затонувшего средства на берег.

Наиболее распространенными способами эвакуации затонувшей техники являются:

— вытаскивание затонувшей техники танками, тягачами, тракторами, автомобилями и их лебедками на берег;

— подъем с использованием переправочных и подъемных средств;

— комбинированный способ.

105. Вытаскивание производится в тех случаях, когда затонувшая техника находится сравнительно недалеко от берега, при малых уклонах дна реки, без канав, ям, надолб и других естественных и искусственных препятствий и заграждений, когда возможны подходы к берегу, а берег позволяет установить и заапкерить на нем тяговые средства.

Подъем затонувшей техники производится в тех случаях, когда средство затонуло на большой глубине и большом расстоянии от

 

берега или на трассе вытаскивания имеются препятствия и заграждения, на устройство проходов в которых требуется много сил, средств и времени, а также в тех случаях, когда берега реки не позволяют установить на них тяговые средства, а подготовка подъездов и площадок для тяговых средств требует выполнения большого, объема работ. Подъем затонувшей техники целесообразно производить и в тех случаях, когда ходовая часть затонувшего средства неисправна, а грунт дна реки слабый.

106. Комбинированный способ эвакуации применим тогда, когда затонувшая техника находится далеко от берега и на большой глубине, трасса имеет препятствия, затрудняющие вытаскивание, а мощность тяговых средств недостаточна.

 

 

 

Поиск затонувшей техники

107. Поиск затонувшей техники является одной из трудоемких и важных работ при эвакуации.

В зависимости от сроков, объема предстоящих работ, имеющихся сил и средств командир, которому поручены эвакуационные работы, выбирает наиболее рациональный способ поиска.

Поиск затонувшей техники может вестись воздушным фотографированием или тралением участка реки.

Поиску предшествует опрос лиц, присутствовавших при затоплении техники. На основании опроса уточняется район поиска.

108. Воздушное фотографирование применяется, как правило, для поиска при массовом затоплении техники, а также при поиске отдельных важных затонувших средств, когда известны лишь участки рек, где произошло затопление.

Воздушное фотографирование затонувшей техники возможно на реках глубиной до 3 м со средней прозрачностью воды не менее 0,8 м.

Определение мест затопления техники и привязка их к местным ориентирам производятся по аэроснимкам участка реки.

Достоинством этого способа является быстрота проведения поиска на больших участках.

Недостатком этого способа является невозможность фотографирования ночью, в туман, в период ледостава, при большой мутности воды, а также необходимость последующего уточнения места, где затонула техника.

109. Поиск тралением является более распространенным и требует обязательного участия водолазов. Он может вестись следующими способами:

— тросовым тралом, буксируемым двумя плавсредствами по воде;

— с помощью кошки;

— водолазами с использованием ручного тросового трала.
Тросовый трал для поиска затонувшей техники изготавливается силами подразделения, которому поручено вести эвакуационные работы. Он состоит (рис. 50) из тралового троса 0 7,7—9,9 мм, длиной 30—40 м, к которому через 5 м на тросиках длиной 1,0—

1,5 м подвешиваются грузы весом до 20 кг (практически вес груза подбирается на месте). К траловому тросу на отдельных тросиках присоединяются поплавки, обладающие подъемной силой, обеспечивающей поддержание троса на высоте около 1,0 м от грунта.

Для буксировки трала используются плавающие средства: БАВ, К-61, катеры БМК-150 и др.
 

Крепление трала к плавсредствам производится при помощи тросов длиной 20—30 м. Тросы крепятся за гаки на катерах или за прочные детали БАВ, К-61 (за буксирный крюк крепить нецелесообразно, так как возможно наматывание троса на винты).

110. Для проведения поиска весь участок реки разбивается на полосы шириной, равной ширине захвата трала. На берегу устанавливаются створные вехи, по которым плавсредства выдерживают направление движения во время траления.

При тралении вдоль реки полосы обозначаются поплавками. В этом случае траление целесообразно проводить при ширине рек до 100 м, что позволяет за один — два захода протралить требуемый участок реки.

Если ширина реки меньше 50 м, то тяговые средства могут двигаться по берегу или по мелководью вдоль берега.

При зацеплении трала осмотр места зацепления производится водолазами.

Если трал зацепился за посторонний предмет, то водолаз отцепляет его и производится дальнейший поиск. Если трал зацепился за отыскиваемую технику, то место затопления ее водолаз обозначает буем, который должен быть устойчивым на теченни и четко выделяться на воде.

Если эвакуация техники начинается не сразу, а через несколько дней, то составляется отчетная карточка или схема расположения затонувшей техники с легендой.
 

Рис. 50. Тросовый трал для поиска затонувшей техники

 

В отчетной карточке или схеме указывается место и время поиска, характеристика водной преграды, грунт дна, состояние берегов, а также расстояние от ориентиров на берегу до затонувшей техники.

111. Поиск затонувшей техники кошкой производится на небольших участках, так как работа с кошкой очень трудоемка.

Поиск кошкой можно производить как с плавсредства, так и с берега по заранее разбитым створам, которые устанавливаются через 1—3 м в зависимости от габаритов затонувшей техники. Место зацепления кошки проверяется водолазом.

112. На сравнительно небольшом течении (до 0,6 м/сек) можно производить поиск с помощью ручного трала (рис. 51).
 

Для поиска назначается команда в составе 5—6 водолазов и 2—4 саперов.

Для обеспечения работы водолазов под водой саперами, находящимися на берегу, натягиваются направляющие нити по ширине захвата ручного трала.

Водолазы с ручным тралом, удерживаясь за направляющие нити (движение водолазов производится с низовой стороны нитей), протаскивают ручной трал в полосе между ними.

После протраливания полосы верхняя по течению нить переносится вниз, закрепляется и производится траление следующей полосы.

В случае зацепления трала третий водолаз обследует место его зацепления и обозначает обнаруженную технику буйками.

Водолазов, производящих поиск, должна сопровождать лодка на веслах, в которой должны находиться обеспечивающие и страхующий водолазы и запас буйков для обозначения.