Подъем затонувшей техники

  Главная     Водолазное дело - Учебники      Руководство по водолазным работам в сухопутных войсках

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3. СПАСАТЕЛЬНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

 

Подъем затонувшей техники

128. Схема подъема затонувшей техники определяется весом и конструкцией поднимаемого средства, наличием понтонов (паромов), грузоподъемных и такелажных средств.

129. Из парка ТПП для подъема затонувшей техники могут быть собраны:

— паром 50-тонного моста, оборудованный шпилями;

— 35-тонный перевозной паром, оборудованный стрелой из прогонов парка ТПП;

— специальный паром.

Из парка ПМП могут быть использованы 40- или 60-тонные паромы, дооборудованные укосиной.

130. При выборе схемы подъема и подбора грузоподъемных средств необходимо, кроме веса затонувшего средства, учитывать силы присоса его к грунту. При расчетах подъема затонувшей техники силы присоса выражаются коэффициентом силы присоса, представляющим собой отношение силы к подъемному весу затонувшей техники.
 

 

Коэффициент силы присоса (Кп) для разных грунтов приведен в таблице.
 

*

 

Характер грунта

Коэффициент силы присоса К

Скала с галькой и песком ....

До 0,05

Крупный песок         

0,05—0,10

Галька с песком       

0,10—0,15

Мелкий песок            

0,15—0,20

Слой ила и под ним мягкая глина

0,15—0,20

Ил с плотной и вязкой глиной . .

0,20—0,25

Вязкая плотная глнна с песком и

 

ракушкой

0,25—0,45

 

Затонувшая техника, в основном состоящая из металла, в воде теряет в весе около 15%.
В этом случае подъемный вес будет выражаться формулой
 

 

 

131. Подъем техники весом до 3—4 т может осуществляться шпилями парка ТПП. Для этого собирается паром 50-тонного моста из четырех носовых понтонов со шпилями (рис. 60).
 

Подъем затонувшей техники производится в межопорное пространство парома. Для изменения направления тягового усилия от шпиля к затонувшему средству используются четыре блока из комплекта для самовытаскивания автомобилей ЗИЛ-151. Крепление блоков осуществляется за прогоны у вторых отверстий (считая от внутренних стенок понтонных опор) при помощи троса или пенькового каната (пеньковый канат не разрезается). От шпилей через блоки пропускаются тяговые канаты, концы которых водолаз привязывает к поднимаемому средству.

Буксировка собранного и оборудованного парома к месту подъема осуществляется в зависимости от скорости течения при помощи транспортера К-61 или катера БМК-150 (БМК-90).

Крепление парома над затонувшим средством производится при помощи 3—4 якорей. С верховой стороны на расстоянии 6—8 глубин от места работ вразвал выбрасывается 2 якоря, с низовой стороны—1—2 якоря.

Более точная установка парома над затонувшим средством производится подтягиванием его и нужном направлении на якорях.
 

Спуск Водолаза под воду Для остропки производится с понтона по трапу непосредственно в межопорное пространство.

Остропка затонувших средств во всех случаях сводится к привязыванию четырех концов тягового каната к затонувшему средству. Место крепления определяется руководителем работ по данным обследования.

Для проведения остропки водолаз берет дополнительный конец, с помощью которого по его сигналам поочередно в установленной последовательности подаются концы тяговых канатов.

При остропке затонувшего плавающего автомобиля МАВ концы тяговых канатов привязываются удоборазвязываемым узлом за подъемные проушины, расположенные на палубе автомобиля.

Остропка затонувших автомобилей ГАЗ-69 производится непосредственно за диски передних и задних колес.

Подъем осуществляется отделением понтонеров в составе

8 человек. На каждом шпиле должен находиться расчет из двух человек. Слабина каната выбирается самостоятельно расчетом каждого шпиля. После выбора слабины канатов по команде руководителя работ одновременно и равномерно вращают рукоятки своих шпилей.

По окончании подъема канаты закрепляются на кнехтах и паром с поднятым в межопорное пространство средством буксируется на мелкое место к берегу, откуда оно легко может быть вытащено на берег.
 

Рис. 60. Схема  подъема затонувшей техники шпилями парка ТПП


На подъем затонувшего средства, начиная с оборудования заранее собранного парома и кончая доставкой этого средства к берегу, команде из тринадцати человек (командира, восьми понтонеров, трех водолазов и одного катериста) требуется примерно 1 ч.

132. Для подъема плавающих автомобилей, гусеничных плавающих транспортеров и понтонных автомобилей используется типовой 35-тонный перевозной паром парка ТПП, к концам двух прогонов которого прикрепляется стрела из двух прогонов этого парка. Подъем затонувшего средства производится лебедкой, устанавливаемой на пароме, через полиспаст, подвешиваемый к стреле (рис. 61).

Дооборудование собранного парома производится в такой последовательности. На проезжую часть парома с помощью грузовой стрелы подается лебедка и крепится при помощи тросов или запажильных болтов за прогоны над средней опорой парома.

Собранный паром разворачивается концами прогонов к берегу. Поочередно к двум средним прогонам при помощи зажимных болтов на первые отверстия прогонов крепятся два прогона стрелы, между которыми для жесткости устанавливаются распорки.

Собранная стрела парома при помощи грузовой стрелы автомобиля или вручную поднимается на высоту 1,0—1,5 м и после закрепления ее в таком положении па верхний конец стрелы закрепляются верхний блок полиспаста, два удерживающих троса и две оттяжки. Нижний блок полиспаста временно закрепляется за одну из нижних распорок стрелы. После этого производится запасовка троса от лебедки и систему полиспаста.

 

Рис. 61. Схема 35-тонного парома, дооборудованного стрелой, для подъема техники

Дальнейший подъем стрелы производится лебедкой, установленной на пароме, до тех пор, пока угол, образуемый стрелой и Поверхностью воды, не будет равен 60°. Ё этом положении стрела закрепляется удерживающими тросами за два крайних прогона у средней или дальней от стрелы опоры, а оттяжками к стрингерным кольцам ближайших к стреле понтонов. В месте установки стрелы, на концах прогонов, ставятся дополнительные распорки.

После подъема и закрепления стрелы нижний блок полиспаста отсоединяется от распорки стрелы и к нему присоединяется подъемная балка, изготавливаемая силами войск.

133. Подъемная балка (рис. 62) состоит из двух швеллеров № 12 длиной 2,65—2,7 м, соединенных на концах пластинами, имеющими по семь отверстий, в два из которых с каждой стороны в зависимости от ширины поднимаемого средства вставляются скобы и закрепляются гайками. К каждой скобе балки прикрепляется по три троса 0 13 мм с петлями на конце; одна петля длиной 0,6 м и два регулируемых троса с петлями на конце длиной

4,5 ж каждый. К петлям тросов присоединяются такелажные скобы. Крепление тросов к балке и изменение их длины производится при помощи сжимов.

К середине подъемной балки приварена стойка из швеллера с трубчатыми подкосами, на которой имеется скоба для присоединения подъемной балки к подъемному тросу или полиспасту. После присоединения подъемной балки к нижнему блоку полиспаста паром готов к проведению подъемных работ.

134. Спуск водолаза производится с понтона, находящегося вблизи стрелы. Подача сигналов от водолаза на подъем, опускание и остановку подъемной балки производится при помощи дополнительного конца или по телефону.

Остропка плавающего десантно-транспортного автомобиля БАВ должна производиться за две средние подъемные проушины такелажными скобами двух коротких тросов (0,6 ж), а также за одну переднюю правую (левую) и одну заднюю левую (правую) подъемные проушины такелажными скобами длинных тросов.

Остропка плавающего транспортера К-61 производится за оси двух средних опорных катков, за правый (левый) передний буксирный крюк и за левую (правую) ось заднего опорного катка. Крепление тросов за оси катков осуществляется такелажной скобой.

Остропка понтонных автомобилей производится в четырех точках. В передней части крепление осуществляется двумя тросами, пропущенными под буфер и закрепленными на буксирных крюках. В задней части автомобиля крепление осуществляется за задние наружные колеса. Петля троса пропускается через отверстия диска колеса, протягивается между колесами наружу и при помощи такелажной скобы соединяется с тросом.

Остропка других затонувших средств производится за такие точки, которые обеспечивают их подъем без повреждения.

Подъем средств производится лебедкой, установленной на пароме, с соблюдением мер предосторожности.

 

 

При подъеме затонувших плавающих средств (БАВ, К-61 и др.) целесообразно в момент выхода их бортов из воды производить откачку воды, что облегчит дальнейший подъем. В качестве откачивающих средств используются любые насосы.

После подъема затонувшее средство вместе с паромом буксируется к берегу. |

На дооборудование парома, подъем и буксировку поднятого средства команде из тринадцати человек требуется примерно

1,5 ч. Конструкция парома позволяет поднимать грузы до 6 т.

135. Для работ на сильном течении, при наличии ветра, а также при массовом подъеме затонувшей техники целесообразно собирать специальный паром, сборная схема которого показана на рис. 63.

Основу специального парома составляют два полупарома, состоящие из двух носовых и одного среднего понтонного блоков. Полупаромы смыкаются четырьмя прогонами, расположенными попарно по носовым понтонам. Под одну пару соединительных прогонов подводится дополнительная опора из одного носового понтона.

Подъем специальным паромом производится в межопорное пространство, для ч-его устанавливается укосина, равномерно распределяющая нагрузку на весь паром.

136. Монтаж укосины производится при помощи грузовой стрелы автомобиля ЗИЛ-151 после разворота парома торцами прогонов к берегу. Укосина по элементам монтируется на пароме. Одна нога укосины, состоящая из двух прогонов, попрогонно крепится зажимными болтами на первые отверстия к двум средним прогонам, идущим внутрь парома от среднего понтона ближней к берегу опоры, и скрепляются между собой длинными распорками, устанавливаемыми через 2,5 м. Второй конец (верхний) первой ноги свободно лежит на прогонах второй (дальней от берега) опоры. К этому концу попрогонно на вторые отверстия присоединяются прогоны второй ноги укосины. Ко вторым концам прогонов второй ноги укосины привязываются стропы (веревки).

Поднимая грузовой стрелой автомобиля ЗИЛ-151 укосину за верхние концы ног, нижние концы прогонов второй ноги удерживаются за стропы понтонерами до совмещения первых отверстий прогонов ноги укосины с первыми отверстиями средних прогонов среднего понтона дальней от берега опоры. В совмещенные отверстия вставляются и затягиваются зажимные болты.

После установки укосины устанавливаются дополнительные распорки па ней и на концах прогонов опор.

Укосина крепится четырьмя растяжками из троса d 13 мм за стрингерные кольца носовых понтонов основных опор парома. Одновременно с установкой растяжек подвешивается верхний блок полиспаста, устанавливается лебедка, запасовывается трос от лебедки и полиспаст и подвешивается подъемная балка. Затем по команде командира начинается подъем техники.

 

Паром с поднятым из воды средством буксируется к берегу, пока не коснется грунта, после чего отсоединяются соединительные прогоны между опорами парома и поднятое средство вытаскивается на берег.

Конструкция парома позволяет поднимать затонувшие средства весом до 10—12 Т.
 

 

Рис. 63. Сборная схема специального парома из элементов парка ТПП для подъема затонувшей техники
137. Для проведения работ по подъему затонувших средств могут использоваться блоки парка ПМП, из которых собирается 40- или 60-тонный паром с укосинами, изготовленными из подручных материалов силами войск. Схема парома и чертеж укоси,ны показаны на рис. 64 и 65.
Дооборудование парома производится в такой последовательности. Собранный паром причаливается к берегу так, чтобы нижние соединительные проушины парома были обращены к берегу. На пароме устанавливается и крепится тросами к замку парома на втором понтонном звене лебедка. Затем к парому подносится заранее собранная укосина, башмаки которой совмещаются с проушинами парома и крепятся пальцами. Одна стойка (нога) укосины крепится соединительным выдвижным пальцем, имеющимся на проушине парома, другая — пальцем сечением 50 мм и длиной 150—180 мм с отверстием для шплинта. Здесь же, на берегу, к верхнему концу укосины при помощи тросовой петли крепится верхний блок полиспаста и концы оттяжек.
 

Рис. 64. Схема 40-тонного парома парка ПМП, дооборудованного укосиной
 

 

Нижний блок полиспаста временно для подъема укосины закрепляется за нижнюю схватку укосины, после чего происходит запасовка троса в полиспаст.

Подъем укосины производится лебедкой, установленной на пароме, до тех пор, пока угол, образованный укосиной и зеркалом воды, не будет равен 60°. В таком положении укосина закрепляется оттяжками за верхние пуговицы второго (в 60-тонном пароме третьего) понтонного звена парома. Сечение оттяжек берется не менее 13,0 мм. Чтобы предотвратить складывание понтонных звеньев парома во время подъема затонувшей техники, звенья в палубной части соединяются между собой четырьмя тросовыми стяжками. После закрепления укосины оттяжками нижний блок полиспаста отвязывается от нижней схватки и к нему присоединяется подъемная балка. Собранный паром должен иметь не менее 3—4 якорей.

40-тонным паромом, оборудованным укосиной, можно поднимать грузы до 5 г. Для подъема грузов до 8 г необходимо использовать 60-тонный паром.

На дооборудование парома заранее изготовленной укосиной, подъем и доставку затонувшего средства к берегу команде из тринадцати человек требуется около 1,5 ч.