Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ВОДОЛАЗНЫХ
РАБОТ
1. ИНЖЕНЕРНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ
Инженерная разведка водных преград
78. Своевременная и полная инженерная разведка и изучение водной
преграды обеспечивают успех инженерного обеспечения переправы войск
через водные преграды.
Инженерная разведка выявляет:
— наличие заграждений на берегах и в воде;
— участки водных преград, пригодных для оборудования переправ;
— наличие и состояние гидротехнических сооружений на водных преградах;
— ширину, глубину, скорость течения, поперечный профиль дна реки,
характер грунта дна и берегов в месте предполагаемой переправы.
79. Инженерная разведка водной преграды инженерно-разведывательными
подразделениями производится обычно с поверхности воды с использованием
тросовых тралов, аппаратов разведки реки АР-2, профилографов ПГ-48,
эхолотов ИРЭЛ и других средств инженерной разведки.
Для проверки водных преград на наличие подводных заграждений и уточнения
состояния дна в состав инженерно-разведывательных дозоров могут
включаться отдельные разведчики-водолазы.
В случае когда по условиям боевой обстановки разведка с поверхности воды
невозможна, разведка водной преграды производится, как правило,
разведывательно-водолазными дозорами.
80. Проверка берегов и прибрежных участков дна водной преграды на
наличие заграждении разведывательно-водолазными дозорами выполняется
двумя способами.
Первый способ. Разведчики-водолазами, работая с миноискателями,
совершают челночные движения, двигаясь от уреза воды к фарватеру на
глубину 1,2— 2,0 м и начал (рис. 45).
Работы на участке от уреза воды до глубины 1,2 м
ведутся в гидробрюках (гидрокостюмах) без водолазного снаряжения
Команды о направлении движения водолазу даются по
сигнальному концу обеспечивающим водолазом. Обнаруженные мины
обозначаются буйками.
Способ применяется в случаях, когда:
— необходимо быстро обеспечить переправу плавающих средств;
— уклон дна прибрежной части такой, что глубина 1,8—2,0 м начинается на
расстоянии не более 20 м от уреза воды.
Второй способ. Работы организуются в такой же последовательности, что и
при первом способе, с той лишь разницей, что разведчики-водолазы
двигаются параллельно урезу воды, начиная поиск мин с берега (рис. 46).
81. Результаты разведки при обнаружении заграждений немедленно
докладывают командиру инженерно-разведывательного подразделения, в
зависимости от решения которого разведывательноводолазные дозоры либо
продолжают разведку, либо приступают к разведке нового участка водной
преграды.
82. Разведка водных преград для оборудования переправ
разведывательно-водолазными подразделениями производится с плавсредств
или из подводного положения. В разведку назначаются одно — два
разведывательно-водолазных отделения. Примерный состав и оснащение
отделения приведены в следующей таблице.
83. Действия разведывательно-водолазного отделения
с плавсредств организуются в следующем порядке: старший группы, выбрав
по внешним признакам наиболее удобное место для переправы, с учетом
ранее имевшихся данных дает команду о начале работ.
Номера 1, 2, 4 производят рабочую проверку аппаратов и надевают
снаряжение. Номера 3 и 5 помогают им, а в дальнейшем обеспечивают их
работу под водой.
Водолаз (сапер) готовит надувную лодку к спуску на воду. По мере
готовности номер 2 и обеспечивающий номер 3 приступают к проверке
прибрежной части дна реки на наличие мин и заграждений на глубинах
1,8—2,0 м одним из способов, указанных в ст. 80. Номера 1, 4, 5, б
садятся на плавсредство и переправляются на противоположный берег, где
номера 4 и 5 проверяют прибрежный участок дна реки на минирование, а
номера 1 и 6 определяют ширину и глубину водной преграды, характер
рельефа дна, скорость течения и плотность грунта дна на прибрежных
участках. По окончании работ командир отделения заполняет отчетную
карточку, номер 6 обозначает границы разведанного участка.
84. При разведке реки для устройства переправы танков под водой
отделение должно дополнительно установить следующие данные:
— поперечный профиль водной преграды (через каждые пять метров по ширине
разведываемой полосы), а также уклоны дна и берегов в градусах;
— наличие заграждений и препятствий на всем участке;
— проходимость грунта дна на разведываемой трассе.
Примерный состав и оснащение разведывательно-водолазного
отделения для разведки переправы танков под водой с использованием
плавсредств следующий.
Работа номеров 2, 3, 4 и 5 аналогична описанной в
ст. 83. Номер 6 надевает водолазное снаряжение, приборы разведки,
радиостанцию и приступает к разведке дна реки на выбранном створе.
Командир отделения наблюдает за его действиями и по радио корректирует
направление движения, одновременно снимая эхолотом профили дна на
разведываемом створе.
По окончании разведки створа командир отделения измеряет ширину и
скорость течения реки, собирает данные от остальных номеров расчета и
оформляет отчетную карточку.
85. При разведке реки без средств передвижения поперек нее по правой и
левой границе разведываемого участка (рис. 47) укладываются ходовые
тросы с матерчатыми марками (отметками) через 5 м.
Командир отделения и разведчики-водолазы номера 2, 3, 4, 5 соединяются
между собой соединительным концом с интервалом 10 ж и выдвигаются к
водной преграде. Погрузившись на глубину 1,5—2,0 м, водолазы
останавливаются и проверяют герметичность снаряжения, работоспособность
приборов разведки и надежность телефонной связи с берегом.
Командир отделения и водолаз номер 4 закрепляют соединительные концы к
ходовым тросам. Затем по команде командира отделения все
разведчики-водолазы начинают движение в заданном направлении, осматривая
и проверяя каждый свою полосу миноискателем или металлическим щупом.
Водолаз номер 5 разматывает и закрепляет телефонный кабель за командиром
группы.
В местах матерчатых марок командир отделения и концевой водолаз номер 4
останавливаются и подают установленный сигнал трещоткой или ударами
металлических предметов друг о друга, по которому водолазы фиксируют
глубину, показываемую глубиномером, и записывают ее в глубинномерном
планшет, а номер 2 или номер 3, кроме того, определяет плотность грунта
динамическим плотномером.
При подходе к противоположному берегу (на глубину 1,5—
2.0 м) все водолазы передвигаются по соединительному концу на
5.0 м в сторону течения и производят разведку в обратном направлении в
описанной выше последовательности.
86. В тылу противника организация разведки водной преграды для переправы
техники под водой (рис. 48) производится в следующем порядке.
Намечается направление движения водолазов и производится разведка берега
на минирование. Первая смена разведчиков-водолазов (номера I и 2) с
помощью свободной смены (номеров 3 и 4) подготавливается к спуску.
Затем, соединившись между собой концом длиной 2—3 м, скрытно подходят к
месту погружения, проверяют герметичность снаряжения и выходят на
намеченную трассу движения, обозначая свое местонахождение поплавком.
Момент
выхода их под водой на трассу сообщается командиром
отделения условным сигналом (удар по баллону в воде). По этому сигналу
водолаз-разведчик номер 1 (старший) останавливается, проверяет видимость
азимутной шкалы под водой, определяет направление
движения и, убедившись в возможности дальнейшего движения по компасу,
замеряет и записывает через каждые 5 м движения глубины на разведываемой
трассе.
Разведчик-водолаз номер 2, следуя за помором 1, определяет проходимость
дна водной преграды п путем осмотра проверяет наличие заграждений и
препятствий (ямы, камни, коряги и т. д.).
Рис. 48. Схема организации разведки реки с выходом
разведчиков-водолазов на противоположный берег
При достижении противоположного берега
водолаз-разведчик номер 1 подает установленный сигнал (ночью фонарем)
для засечки места его выхода наблюдателем с исходного берега. На
противоположном берегу определяется крутизна и проходимость береговой
части.
При наличии на противоположном берегу противника водолазы-разведчики, не
доходя до берега, на глубине 1,5—2,0 м спускаются вниз по течению на
20—30 м и, взяв обратный азимут, возвращаются к исходному берегу по
новому направлению.
Разведчики-водолазы (номера 3 и 4) выбирают место, с которого хорошо
просматривается разведываемый участок водной преграды, тщательно
маскируются и ведут наблюдение за поверхностью воды и противником.
Кроме того, разведчик-водолаз номер 4 с помощью дальномера определяет
ширину водной преграды, а разведчик-водолаз номер 3, получив сигнал от
номеров 1 и 2 о выходе их на противоположный берег, определяет истинный
азимут направления.
При использовании разведчиками-водолазами средств передвижения под водой
необходимо учитывать снос, для чего в зависимости от скорости течения и
скорости средства передвижения выбирается угол упреждения. Движение
производится вблизи дна преграды с остановками для замеров и записи
результатов разведки.
Разведчик-водолаз номер 1 определяет глубину реки, а номер 2 —
проходимость грунтов.
По достижении противоположного берега средство передвижения оставляется
и закрепляется в воде, а водолазы ведут разведку берега и прибрежной
части. Для более точного определения профиля дна реки и грунтов дна
необходимо сделать 2—3 прохода поперек реки на противоположный берег и
обратно.
Полученные водолазами-разведчиками данные обрабатываются командиром
разведывательной группы, место переправы привязывается к ориентирам на
карте.