Обследование места работ и определение способа эвакуации

  Главная     Водолазное дело - Учебники      Руководство по водолазным работам в сухопутных войсках

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3. СПАСАТЕЛЬНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

 

Обследование места работ и определение способа эвакуации

113. Для определения способа эвакуации затонувшей техники производится обследование:

— берегов и подступов к реке;

— затонувшего средства и возможные способы его эвакуации на берег.

Обследование организует командир подразделения, на которого возложена эвакуация затонувшей техники.

114. Для ведения работ назначается отделение, в состав которого включается не менее трех водолазов. Отделение обеспечивается плавающим десантно-транспортным автомобилем БАВ или плавающим транспортером К-61.

Отделение делится на два расчета, один из них, основу которого составляют водолазы на плавающем средстве, ведет обследование затонувшей техники и возможные трассы ее эвакуации на берег, другой ведет обследование берега и подступов к нему.

При обследовании затонувшей техники и путей ее эвакуации на берег определяется:

— состояние затонувшего средства и его положение на дне (полученные повреждения, состояние ходовой части, степень за-мыва средства грунтом, положение на грунте, подступы к буксирным крюкам, их состояние и пр.);

— грунт дна, скорость течения, глубина реки, прозрачность воды и наличие препятствий и заграждений в месте предполагаемых работ;

— профиль и грунт дна реки, скорость течения, наличие искусственных и естественных препятствий и заграждений на трассе вытаскивания затонувшего средства.

115. Спуски водолазов для обследования затонувшей техники производятся с плавсредства или с берега. При спуске с берега вначале проводится обследование прибрежной полосы, затем трассы вытаскивания затонувшего средства и места его затопления.

Если спуски водолазов производятся с плавающего средства, то работы по обследованию проводятся в обратном порядке.

Разведка трассы, как правило, производится протраливанием.

116. При обследовании берега реки и подступов к ней вторым расчетом определяется:

— наличие дорог или подъездов, идущих к участку затопления техники, и их состояние; в случае отсутствия дорог намечаются подъезды к реке и определяется объем работ по их оборудованию;

— состояние подступов к урезу воды, крутизна берегов, характеристика грунтов;

— расстояние от затонувшего средства и возможность постановки тяговых средств, анкерных устройств и другого эвакуационного оборудования на берегу.
На основании данных обследования и имеющихся сил и средств командир подразделения принимает решение о способе эвакуации и разрабатывает схему организации работ.
 

 

Вытаскивание затонувшей техники на берег

117. Наиболее распространенным способом эвакуации затонувшей техники является вытаскивание на берег. Командир подразделения, исходя из данных обследования и имеющихся в его распоряжении тяговых средств, наличия тросов и такелажного оборудования, составляет расчетную схему вытаскивания.

Расчетные схемы в зависимости от типа затонувшей техники, ее состояния, положения на дне и плотности грунта могут быть двух видов:

— вытаскивание техники с исправной ходовой частью по топкому грунту;

— вытаскивание, техники волоком по грунту.

Расчет в обоих случаях сводится к определению силы сопротивления вытаскиванию (R).

 

 

 

120. Для крепления полиспастов при вытаскивании затонувшей техники используются анкеры. В качестве анкера может служить

любой неподвижный предмет, выдерживающий необходимое усилие. Анкером может служить дерево, пень, заторможенный танк, тягач, автомобиль и др. Когда отсутствует естественный анкер, для крепления полиспаста или тягача анкеры устраиваются из бревен, рельсов, прогонов и т. д. На рис. 54 и 55 показаны анкеры для плотных и топких грунтов.

121. В зависимости от объема работ командир подразделения назначает команду эвакуации под руководством офицера.

Состав команды и ее оснащение может быть самым различным. Как правило, она должна состоять из двух расчетов: берегового и водолазного.
 

 

 

Рис. 54. Анкер для топких грунтов

 


Береговой расчет, исходя из принятой схемы вытаскивания, выбирает место и устанавливает тяговое средство, устраивает анкер, разматывает тяговый трос, а в случае использования полиспаста делает запасовку троса в полиспаст и укладывает его на плавсредство для подачи к затонувшей технике.

Водолазный расчет производит остропку затонувшего средства и при необходимости расчистку трассы вытаскивания.

122. Спуски водолазов для остропки производятся с плавающих средств, оборудованных для проведения водолазных работ.

Ориентируясь по бую, прикрепленному к затонувшему средству, плавающее средство, оборудованное для водолазных спусков, надежно закрепляется на якорях на 3—5 м выше по течению от затонувшего средства. На течении свыше 0,8 м/сек, как правило, необходимо использовать тяжелые якоря.

123. Остропку колесных автомобилей целесообразно производить за задний буксирный крюк. Если буксирный крюк вырван, то за заднюю часть рамы. В этом случае при вытаскивании не происходит выворачивания передних колес и они свободно движутся по колеям, проделанным задними колёсами автомобиля (особенно в слабых грунтах).
 

 

Для остропки используется заранее заготовленный трос с петлями на концах длиной около 15 м, один конец которого крепится водолазом к буксирному крюку, второй выбрасывается «на буй» или остается на плавсредстве для последующего соединения его с тяговым тросом.

При большом течении водолаз прикрепляет к буксирному крюку небольшой блок с тонким тросом, с помощью которого саперы, находящиеся на плавсредстве, подтягивают остропочный трос непосредственно к буксирному крюку. Водолаз надевает петлю остропочного троса на буксирный крюк, закрывает его и за-шплинтовывает.

Подача тягового троса от тягача (лебедки) к затонувшей технике производится с помощью плавсредств. Конец тягового троса обязательно должен быть закреплен на плавсредстве, а сам трос аккуратно выложен зигзагом на его платформе. Соединение остропочного троса с тяговым производится на плавсредстве при помощи такелажной скобы, которая после соединения тросов обязательно должна быть зашплинтована.
 

 


124. Вытаскивание затонувших плавающих транспортеров, автомобилей и других транспортных средств, если они не занесены грунтом, возможно лебедками однотипных машин с использованием подвижных блоков для самовытаскивания. В случае плохого сцепления гусениц (колес) тягача с грунтом, особенно в сырую погоду и на рыхлых и топких грунтах, устраиваются анкеры как из табельного анкерного устройства такелажного оборудования БАТ, так и из местных материалов.

На рис. 56 показан автомобиль БАВ, заанкеренный при помощи табельного анкерного устройства такелажного оборудования БТВ при вытаскивании из воды плавающего транспортера К-61.

Время на вытаскивание затонувшего средства зависит от его состояния и положения на дне реки, расстояния до берега и в среднем составляет 1—1,5 ч.

125. Вытаскивание понтонов и паромов производится волоком по грунту. Для вытаскивания целесообразнее всего использовать лебедку тягача АТ-Т (БАТ).
 

Остропка затонувшего парома (понтона) производится так же, как самоходных плавающих средств.

126. Для вытаскивания 20-тонного парома (понтонного звена) парка ПМП используется остропочное приспособление, изготовляемое силами войск, состоящее из круглой скобы с двумя 15-метровыми тросами сечевием 19—20 мм с петлями на концах (рис. 57).

Задача водолаза, производящего остропку, заключается в том, чтобы надеть петли остропочного приспособления на ролики для складывания парома и закрепить их.

Для остропии парома водолаз берет с собой дополнительный конец, с помощью которого подтягивает петли приспособления к роликам для складывания парома. На большом течении для подтягивания петель к роликам используется дополнительный блок с тонким тросом, с помощью которого" сапер, находящийся па плавсредстве, подтаскивает петлю к месту ее. крепления.

Круглая скоба остропочного приспособления выбрасывается «на буй». К ней на поверхности воды присоединяется такелажной скобой тяговый трос от тягача или его лебедки.
 

 

Рис. 57. Остропочное приспособление для вытаскивания на берег 20-тонного парома парка ПМП

 

 

 

 

Часто доступ к роликам для складывания парома под водой затруднен, поэтому остропку можно производить за верхние пуговицы парома. После подтаскивания парома к берегу, если есть необходимость, производится перестройка парома за ролики для складывания и паром вытаскивается на берег.

127. Для вытаскивания паромов парка ТПП изготавливается остропочное приспособление (рис. 58), состоящее из узлового кольца, к которому при помощи сжимов присоединяются 4 остропочных троса диаметром 15—17 мм, длиной 15 м, на концах тросов прикрепляются накладки.
Тросы остропочного приспособления в зависимости от конструкции вытаскиваемого парома могут регулироваться у узлового кольца при помощи перестановки сжимов.

Накладка, конструкция которой показана на рис. 59, изготавливается силами войск. О с тропка производится с плавающего средства, оборудованного для водолазных работ. Задача водолаза заключается в том, чтобы прикрепить накладки к стрингерным угольникам при помощи трех стрингерных болтов парка ТПП.
 

 

Рис. 58. Остропочное приспособление для вытаскивания на берег паромов парка ТПП

 


Узловое кольцо остропочного приспособления остается на плавсредстве или выбрасывается «на буй». Подача накладок водолазу осуществляется по дополнительному концу, который он берет с собой при спуске под воду. Спустившись на грунт и найдя нужную часть парома, водолаз дает «запасный сигнал». По этому сигналу к дополнительному концу привязывается удоборазвязьшаемым узлом накладка с прикрепленными к ней тремя стрингерными болтами. Водолаз, выбирая на себя конец, подтягивает накладку и крепит ее на стрингерном угольнике носовой части парома на нулевое и первое отверстия.

 

При вытаскивании паромов силы сопротивления вытаскиванию достигают 15—20 тонн и тягач АТ-Т, как правило, необходимо заанкеривать. Вместо анкера можно использовать танк, второй тягач и пр.

 

Рис. 59. Конструкция накладки к остропочному приспособлению для вытаскивания паромов парка ТПП