Спасательные работы

  Главная     Водолазное дело - Учебники      Руководство по водолазным работам в сухопутных войсках

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

3. СПАСАТЕЛЬНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

 

Спасательные работы


143. Для осуществления мероприятий по спасению экипажей затонувшей на переправах техники или остановившихся под водой танков назначается спасательная команда, которая включается в состав спасательно-эвакуационной группы соединения (части, подразделения) .

За организацию, подготовку и оснащение спасательной команды несет ответственность дивизионный (полковой) инженер.

Спасательную команду обычно возглавляет сержант (офицер) инженерных войск, прошедший подготовку и имеющий водолазную квалификацию. Старший спасательной команды подчиняется начальнику спасательно-эвакуационной группы.

Старший спасательной команды непосредственно отвечает за постоянную готовность к действиям подчиненного ему личного со* става и выделенных в его распоряжение средств.

Он обязан:

— готовить личный состав команды к выполнению возлагаемых на него обязанностей;

— следить за правильным использованием спасательных и водолазных средств;

— проверять знание личным составом команды способов и сигналов связи с экипажем танка, остановившегося под водой, при отсутствии радиосвязи;

— руководить действиями своей команды при выполнении спасательных работ.

144. Организация спасательных работ зависит от оснащения спасательной команды. Спасательные работы могут проводиться с использованием аварийно-спасательного комплекта или без него.

Использование аварийно-спасательного комплекта позволяет Проводить эвакуацию экипажей тапка без его затопления, что обеспечивает проведение спасательных работ в любое время года с высокой степенью надежности и безопасности.

Проведение спасательных работ без аварийно-спасательного комплекта требует обязательного затопления танка.

145. Спасательные работы с применением аварийно-спасательного комплекта требуют проведения танкистами подготовительных работ на танке.

Подготовка танков заключается в установке трех штырей для направляющих штанг спасательной трубы взамен трех болтов погона люка башни средних танков или установке переходников на место откидываемых люков тяжелых танков. Концы направляющих тросиков при монтаже воздухопитающей трубы закрепляются в цанговых патронах штырей погона люка или переходника. На башню танка и переходник по посадочному периметру спасательной трубы накладывается слой замазки толщиной 10—15 мм.
 

146. Расчет спасательной команды И его обязанности При работе с аварийно-спасательным комплектом приведены в таблице.
 

 

В состав спасательной команды выделяются врач-физиолог (фельдшер) с походной медицинской аптечкой и радист с радиостанцией из состава переправляющегося подразделения. С началом переправы радист входит в радиосвязь с начальником спасательно-эвакуационной группы и командиром танкового подразделения, в случае остановки танка под водой дублирует переговоры по радио.

Одна спасательная команда, оснащённая аварийно-спасательным комплектом, может обеспечить две переправы танков под водой, расположенных на расстоянии до 1 км друг от друга. В этом случае в спасательную команду дополнительно включается катер.
 

К выполнению спасательных работ команда приступает по распоряжению начальника группы, передаваемому по радио, которое должно содержать:

— указание точного места остановки аварийного танка;

— сведения о времени, прошедшем после заглохания двигателя танка;

— сведения о самочувствии экипажа;

— .распоряжение по объему спасательных работ и порядке эвакуации экипажа и танка,

147. Подход парома к остановившемуся из-за аварии танку производится в следующем порядке.

На расстоянии 20—25 м от воздухопитающей трубы танка выбрасываются с правой и левой полулодок парома якоря. Угол между направлениями на якоря от воздухопитающей трубы должен быть 75—100°. Затем паром переходит на низовую (верховую) сторону танка, .выбрасывается вторая пара (или один) якорей. Паром на якорях подтягивается к воздухопитающей трубе так, чтобы она оказалась между полулодками парома на 2—3 диаметра воздухопитающей трубы ближе к центру парома от линии носовых транцев полулодок. В таком положении паром закрепляется.

Связавшись, если это возможно, с командиром танка и выяснив причину остановки, состояние экипажа и танка, расчет приступает к эвакуации экипажа.

Для этого необходимо:

— установить на штырях люка башни или переходника направляющие штанги;

— опустить по штангам секции спасательной трубы в порядке, зависящем от типа танка;

— закрепить спасательную трубу с помощью прижимных приспособлений;

— откачать из трубы воду;

— открыть люк башни танка.

Установку направляющих штанг производят в основном по тросикам. Для этого конец тросика отвязывают от воздухопитающей трубы, продевают снизу в боковое отверстие штанги и закрепляют на шайбе тягового каната кран-балки. После натяжения тросика кран-балкой штангу опускают на штырь. От давления штанги на штырь цанговый патрон штыря раскрывается и освобождается нижний конец тросика. Тросик выбирают на паром.

Спуск водолаза под воду на скоростях течения, больших 1,2 м/сек, разрешается только по спусковому концу с балласта-ной. Пока водолаз находится под водой, расчету запрещается выполнять любые другие операции, кроме подачи и закрепления штанг.

Монтаж секций спасательной трубы производят с помощью кран-балки. После установки трубы крюки кран-балки крепят за поручни верхней секции, а канат кран-балки для страховки экипажей при их выходе из танка затягивают.
 

После выхода экипажа из танка через трубу крышку люка закрывают и герметизируют сверху замазкой ЗЗК. Спасательную трубу демонтируют и укладывают на пароме.

После выполнения работ паром снимается с якорей и в дальнейшем команда действует согласно указаниям начальника спасательно-эвакуационной группы.

Если по каким-либо причинам танк выходит или вытаскивается на берег со спасательной трубой, то паром пристает к берегу, команда и экипаж танка производят демонтаж трубы на суше.

В зимних условиях на одной из полулодок аварийно-спасательной команды устанавливается утепленный тент.

148. Состав спасательной команды и ее материальное обеспечение для работ без аварийно-спасательного комплекта приведены в таблице.
 

В зависимости от обстоятельств в состав спасательной команды может быть включен радист из состава танковых войск.

149. К началу переправы танков под водой спасательная команда и все ее средства должны быть в полной готовности к действию по оказанию помощи экипажу танка, остановившегося под водой, и располагаться на воде и 10—15 м. от трассы движения танков по течению на наиболее глубоком участке водной преграды и стоять на якоре.

Для более быстрого подхода спасательной команды к остановившемуся танку моторно-весельная лодка может быть сцеплена бортом с катером. Моторы катера и лодки должны быть заведены и работать на малых оборотах. Весь личный состав спасательной команды должен располагаться на своих местах в надетых спасательных жилетах, а водолазы—в водолазном снаряжении в положении «наготове».

150. С началом преодоления водной преграды танками под водой и по глубокому броду личный состав спасательной команды ведет наблюдение за движением каждого танка и за поверхностью воды на переправе.

В случае остановки танка под водой спасательная команда быстро подходит к остановившемуся танку.

Подойдя вплотную к воздухопитающей трубе, а при малой глубине — к танку, лодка при помощи швартового шеста удерживается возле него. Немедленно устанавливается связь с экипажем и уточняются причины остановки танка и состояние экипажа.

При отсутствии с экипажем радио- или телефонной связи старший спасательной команды приказывает водолазам спуститься под воду и установить связь с экипажем с помощью установленных сигналов, указанных в таблице.

 

 

 

Если танк остановился из-за быстрого поступления в него воды при нормальном состоянии экипажа, старший спасательной команды по распоряжению начальника спасательно-эвакуационной группы приказывает спасательной команде приготовиться к подъему на лодку членов экипажа, выходящих из танка на поверхность воды. Если выход экипажа задерживается более чем на 30—40 сек, старший спасательной команды приказывает водолазам эвакуировать экипаж из танка.

В случае эвакуации остановившегося под водой танка с экипажем спасательная команда движется за танком и, как только покажутся из воды люки башни, немедленно их открывает, эвакуирует экипаж и оказывает ему необходимую медицинскую помощь.

При необходимости затопления танка для эвакуации из него экипажа спасательная команда действует в следующем порядке: два водолаза спускаются под воду к танку, становятся на крышу силового отделения и прорезают ножом чехлы уплотнения силового отделения и бронемаски. Когда танк заполнится водой, ключом открывают замок и крышку люка и эвакуируют через него экипаж танка на поверхность воды, где его принимает остальной состав спасательной команды. После этого один из водолазов выключает передачу, ставит рычаги управления в нейтральное положение и выходит из танка.

151. При переправе танков зимой спасательная команда располагается с низовой стороны проделанной во льду майны. Если майна разработана способом резания, то дополнительно с низовой стороны на сохранившийся ледя,ной покров назначается парный спасательный дозор, задача которого не допустить попадания под лед всплывающих членов экипажа. Обледенение плавающих средств устраняется периодпче-ским окалыванием намерзаемого льда. Для обогрева личного состава спасательной и эвакуационных команд на переправе должен быть организован специальный пункт.