Обследование отдельных участков дна рек и сооружений на них на минирование

  Главная     Водолазное дело - Учебники      Руководство по водолазным работам в сухопутных войсках

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

1. ИНЖЕНЕРНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

 

 

Обследование отдельных участков дна рек и сооружений на них на минирование

87. Контрольная проверка русла рек на минирование производится при выборе места для строительства мостов на жестких опорах, наводки наплавных мостов и оборудования десантных переправ. Обследование участков дна производится с помощью придонных тралов. Водолазные работы при этом сводятся к определению места зацепления трала, осмотру его и освобождению тралящей части.

Спустившийся водолаз тщательно и осторожно осматривает место зацепления трала и освобождает его, а при обнаружении мин и других взрывных препятствий сообщает на поверхность. По решению руководителя работ заряд (мина) оттаскивается к месту подрывания.
88. Поиск мин ведут водолазы с помощью подводных миноискателей. Схемы организации работ см. ст. 80.

Проверка на минирование подводных конструкций мостов и других гидротехнических сооружений производится разведчи-ками-водолазами как непосредственным осмотром подводной части конструкции, так и с помощью подводных миноискателей.

Определение технического состояния сооружений под водой

89. Работы по определению технического состояния сооружений под водой выполняются под руководством офицера. Они выполняются как с берега, так и непосредственно с плавсредства.

Определение технического состояния конструкций мостов и различных гидротехнических сооружений производится по результатам их обследования. При обследовании выявляется степень повреждения или неисправности отдельных подводных конструкций моста и определяются способы удаления частей и конструкций, подлежащих замене.

90. Водолаз, продвигаясь в заданном направлении, определяет характер разрушений, замеряет расстояния и величину разрушений линейкой и футштоком, а при сильном течении приблизительно |на глаз) и докладывает наверх по телефону.

Если отдельные пролетные строения моста обрушены, водолаз определяет их положение под водой, степень заглубления в грунт и по указанию руководителя работ намечает марками или вехами места для их разрезания или подрыва.

Выполняя работы по определению технического состояния конструкций под водой, водолаз должен строго соблюдать меры предосторожности: не проходить под нависшими над грунтом частями сооружения, держать сигнальный конец «чистым», не давая большой слабины, и оберегать стекла иллюминатора или шлем-маски от ударов о торчащие части конструкции.

91. При обследовании каменных опор моста необходимо обращать внимание на положение камней в кладке. При сползании камней или расхождении стыков необходимо замерить, насколько велико повреждение, и определить количество нарушенных в опоре мест.

Обследуя железобетонные сваи, водолаз должен проверить, нет ли оголенных мест, коррозии и белых пятен, являющихся признаками разрушения бетона.

При обследовании деревянных мостов осматриваются свайные основания, насадки и раскосы. Производится подсчет количества поврежденных свай, свайных кустов и раскосов, а также определение возможности и способа их удаления и замены. Осмотру подлежит каждая свая, а также узлы сопряжения свай с другими элементами. Проверяется отклонение спай от вертикальной оси и при необходимости измеряется угол наклона. Осматриваются узлы сопряжения свай с подкосами и схватками. Об обнаруженных повреждениях (расколе древесины болтами, изгибе болтов, хомутов, вмятинах и т. д.) водолаз сообщает па поверхность.
 

Осматривая грунт около свайных опор, водолаз обращает внимание на состояние каменной отсыпки, не происходит ли вымывание грунта течением.

Для проверки состояния грунта дна и его плотности водолаз берет пробы грунта и передает их на поверхность. При проверке мостов на наличие мин или зарядов ВВ, установленных для их подрывания, производится осмотр подводной части береговых и промежуточных опор. Спуск водолазов производится с берега или с плавсредства (непосредственно у осматриваемых опор).

Осматривая каменные опоры, водолаз обращает внимание на их поверхность, выступы или углубления, где могут крепиться заряды ВВ, осматривает, нет ли проводов электровзрывной сети или других признаков минирования. У основания опоры водолаз осматривает грунт и проверяет, не установлены ли там заряды ВВ или мины. Для обследования грунта дна у основания опор используется подводный миноискатель.

У деревянных свайных опор осмотру подлежат все сваи, схватки, узлы крепления диагональных и горизонтальных схваток со сваями, а также грунт дна у основания опор, где могут быть установлены заряды ВВ или мины.

При большой глубине водной преграды, когда под водой находится значительная часть опоры и водолаз со дна не в состоянии осмотреть всю опору, спуск водолаза производится на специальной беседке, которую по сигналу водолаза перемещают вдоль опоры по глубине.

Обнаружив заряд или мину, водолаз докладывает на поверхность по телефону о месте установки заряда, его ориентировочные размеры, вес и способ крепления (установки) к опоре.

Заряд снимается после окончания проверки по решению командира, руководящего работами.