Обследование отдельных участков дна рек и
сооружений на них на минирование
87. Контрольная проверка русла рек на минирование производится при
выборе места для строительства мостов на жестких опорах, наводки
наплавных мостов и оборудования десантных переправ. Обследование
участков дна производится с помощью придонных тралов. Водолазные работы
при этом сводятся к определению места зацепления трала, осмотру его и
освобождению тралящей части.
Спустившийся водолаз тщательно и осторожно осматривает место зацепления
трала и освобождает его, а при обнаружении мин и других взрывных
препятствий сообщает на поверхность. По решению руководителя работ заряд
(мина) оттаскивается к месту подрывания.
88. Поиск мин ведут водолазы с помощью подводных миноискателей. Схемы
организации работ см. ст. 80.
Проверка на минирование подводных конструкций мостов и других
гидротехнических сооружений производится разведчи-ками-водолазами как
непосредственным осмотром подводной части конструкции, так и с помощью
подводных миноискателей.
Определение технического состояния сооружений под водой
89. Работы по определению технического состояния сооружений под водой
выполняются под руководством офицера. Они выполняются как с берега, так
и непосредственно с плавсредства.
Определение технического состояния конструкций мостов и различных
гидротехнических сооружений производится по результатам их обследования.
При обследовании выявляется степень повреждения или неисправности
отдельных подводных конструкций моста и определяются способы удаления
частей и конструкций, подлежащих замене.
90. Водолаз, продвигаясь в заданном направлении, определяет характер
разрушений, замеряет расстояния и величину разрушений линейкой и
футштоком, а при сильном течении приблизительно |на глаз) и докладывает
наверх по телефону.
Если отдельные пролетные строения моста обрушены, водолаз определяет их
положение под водой, степень заглубления в грунт и по указанию
руководителя работ намечает марками или вехами места для их разрезания
или подрыва.
Выполняя работы по определению технического состояния конструкций под
водой, водолаз должен строго соблюдать меры предосторожности: не
проходить под нависшими над грунтом частями сооружения, держать
сигнальный конец «чистым», не давая большой слабины, и оберегать стекла
иллюминатора или шлем-маски от ударов о торчащие части конструкции.
91. При обследовании каменных опор моста необходимо обращать внимание на
положение камней в кладке. При сползании камней или расхождении стыков
необходимо замерить, насколько велико повреждение, и определить
количество нарушенных в опоре мест.
Обследуя железобетонные сваи, водолаз должен проверить, нет ли оголенных
мест, коррозии и белых пятен, являющихся признаками разрушения бетона.
При обследовании деревянных мостов осматриваются свайные основания,
насадки и раскосы. Производится подсчет количества поврежденных свай,
свайных кустов и раскосов, а также определение возможности и способа их
удаления и замены. Осмотру подлежит каждая свая, а также узлы сопряжения
свай с другими элементами. Проверяется отклонение спай от вертикальной
оси и при необходимости измеряется угол наклона. Осматриваются узлы
сопряжения свай с подкосами и схватками. Об обнаруженных повреждениях
(расколе древесины болтами, изгибе болтов, хомутов, вмятинах и т. д.)
водолаз сообщает па поверхность.
Осматривая грунт около свайных опор, водолаз
обращает внимание на состояние каменной отсыпки, не происходит ли
вымывание грунта течением.
Для проверки состояния грунта дна и его плотности водолаз берет пробы
грунта и передает их на поверхность. При проверке мостов на наличие мин
или зарядов ВВ, установленных для их подрывания, производится осмотр
подводной части береговых и промежуточных опор. Спуск водолазов
производится с берега или с плавсредства (непосредственно у
осматриваемых опор).
Осматривая каменные опоры, водолаз обращает внимание на их поверхность,
выступы или углубления, где могут крепиться заряды ВВ, осматривает, нет
ли проводов электровзрывной сети или других признаков минирования. У
основания опоры водолаз осматривает грунт и проверяет, не установлены ли
там заряды ВВ или мины. Для обследования грунта дна у основания опор
используется подводный миноискатель.
У деревянных свайных опор осмотру подлежат все сваи, схватки, узлы
крепления диагональных и горизонтальных схваток со сваями, а также грунт
дна у основания опор, где могут быть установлены заряды ВВ или мины.
При большой глубине водной преграды, когда под водой находится
значительная часть опоры и водолаз со дна не в состоянии осмотреть всю
опору, спуск водолаза производится на специальной беседке, которую по
сигналу водолаза перемещают вдоль опоры по глубине.
Обнаружив заряд или мину, водолаз докладывает на поверхность по телефону
о месте установки заряда, его ориентировочные размеры, вес и способ
крепления (установки) к опоре.
Заряд снимается после окончания проверки по решению командира,
руководящего работами.