сфере производства и потребления престижных алкогольных напитков

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

4. Интеграция как путь выхода российского виноградарства и виноделия из кризиса

 

 

Начало XXI века ознаменовалось рекордными показателями в сфере производства и потребления престижных алкогольных напитков (увеличение продаж последних составило 4%). В секторе шампанских вин доходы формировали, главным образом, Moet & Chandon, Veuve Clicquot, а также “Pop” Pommery.

Кроме LVMH, другими крупными шроками на мировом рынке шампанских вин являются Allied Domecq, перекупившая у канадской группы Seagram в 2000 г. шампанские Mumm (625 тыс.
 

ящ.), Perrier-Jouet (250 тыс. ящ.), и компания Remy-Cointreau, которая полностью контролирует Piper-Heidsieck (420 тыс. ящ.), Charles Heidsieck (170 тыс. ящ.) и F. Bonnet (100 гыс. ящ.).

Для большинства международных винодельческих компаний в их развитии к вертикально интегрированным образованиям было типичным движение от покупки винограда у винодельческих кооперативов до орг анизации его переработки и производства вина. Сбыт конечной продукции осуществлялся через другие компании. Такой организацией отличался первый этап становления компаний. На втором этапе они начали скупать виноградарские хозяйства и создавать собственную сырьевую базу. Следующим этапом была организация торгово-сбытовой сети и формирование крупных агропромышленных транснациональных компаний холдингового типа.

Процессы концентрации производства и торговли наблюдаются также на мировом рынке коньяка. Крупными игроками на этом рынке, под контролем которых находится больше 70% всего экспорта, являются международные транснациональные компании LVMH - 32%, Allied Domecq -10,9%, Pernod Ricard - 11,6%, Maxxium - 15,2%, Bacardi-Martini - 1,6%. В данные концерны входят самые крупные коньячные Дома: Hennessy (около 3 млн 9Lc)

- LVMH, Remy Martin (1,5 млн 9Lc) - Remy-Cointreau как часть Maxxium, Martell (1,1 млн 9Lc)- Pernod Ricard, Courvoisier (около 1,0 млн 9Lc) - Allied Domecq.

Компания LVMH занимает ведущие позиции и на рынке коньяков (рис. 5). Деятельность Дома Hennessy (одного из основных предприятий группы) в настоящее время на подъеме: доля коньяков категории VSOP и ХО на мировом рынке (особенно в США и Азии) достигла 34-36%. В целом, за 2001 г. стоимость продаж Дома Hennessy увеличилась более чем на 6%, прирост объема продаж составил 14%.

Транснациональные компании, связанные с производством и экспортом вина, продвигаются на рынки стран СНГ, где они занимаются не только сбытом своей продукции, но и организуют собственное производство. Наиболее активно в этом направлении работают ТНК Pernod Ricard и William Peter (приложение 7).

Процессы интеграции на рынке виноградных вин затронули всех основных производителей алкогольной продукции. Особую активность ТНК демонстрируют в странах Нового Света. В частности, масштабная модернизация отрасли виноделия в конце 80-х - начале 90-х годов в Чили потребовала значительных инвестиций. При этом чилийские компании пошли разными путями. Одним из них был путь привлечения международных и национальных капиталов.

Здесь первенство принадлежит чилийской винодельческой компании Конча у Торо (Concha у Того), акции которой размещены на нью-йоркской фондовой бирже. Это позволило в 1994 г. вложить в крупномасштабную модернизацию производства око-Ло 50 млн долл. США. Сегодня ей принадлежит 3,3 тыс. га виноградников, что составляет около 6% всех виноградников страны, фи этом выпускается около 11,0 млн ящиков вина.

 

Альтернативой публичному размещению ценных бумаг на бирже явился поиск портфельных инвесторов. Так, в 1992 г. чилийским консорциумом Фосфорос (Fosforos) была создана новая винодельческая компания Тарапака (Тагараса), производящая в настоящее время в сотрудничестве с известной калифорнийской компанией Берингер (Beringer) свыше 1,0 млн ящиков вина. Хотя возраст виноградников не позволяет пока производить вина экстра-класса, но компания уже добилась заметных успехов и имеет хорошие перспективы в будущем.

Большинство наиболее интересных винодельческих проектов в Чили было реализовано путем финансовой и технологической интеграции с крупными международными производителями вина. За последние годы были созданы совместные предприятия между:

- Конча у Торо (Concha у Того) и Барон Филиппе де Ротшильд (Baron Philippe deRotschild)-в 1997г. (проект “Альмавива”, 41 га);

- семьями Мондави (Robert Mondavi Winery, США) и Чадвик (Vina Errazuriz, Чили) - в 1989 г. (проект “Калитерра”, 430 га);

- Марнир-Лапостоле (Marnier-Lapostolle) и чилийским предпринимателем Хосе Рабатом (проект “Каса Лапостоле”, 300 га).

Имеется также ряд других совместных предприятий.