4. Интеграция как путь
выхода российского виноградарства и виноделия из кризиса
Начало XXI века ознаменовалось рекордными
показателями в сфере производства и потребления престижных алкогольных
напитков (увеличение продаж последних составило 4%). В секторе
шампанских вин доходы формировали, главным образом, Moet & Chandon,
Veuve Clicquot, а также “Pop” Pommery.
Кроме LVMH, другими крупными шроками на мировом рынке шампанских вин
являются Allied Domecq, перекупившая у канадской группы Seagram в 2000
г. шампанские Mumm (625 тыс.
ящ.), Perrier-Jouet (250 тыс. ящ.), и компания
Remy-Cointreau, которая полностью контролирует Piper-Heidsieck (420 тыс.
ящ.), Charles Heidsieck (170 тыс. ящ.) и F. Bonnet (100 гыс. ящ.).
Для большинства международных винодельческих компаний в их развитии к
вертикально интегрированным образованиям было типичным движение от
покупки винограда у винодельческих кооперативов до орг анизации его
переработки и производства вина. Сбыт конечной продукции осуществлялся
через другие компании. Такой организацией отличался первый этап
становления компаний. На втором этапе они начали скупать виноградарские
хозяйства и создавать собственную сырьевую базу. Следующим этапом была
организация торгово-сбытовой сети и формирование крупных
агропромышленных транснациональных компаний холдингового типа.
Процессы концентрации производства и торговли наблюдаются также на
мировом рынке коньяка. Крупными игроками на этом рынке, под контролем
которых находится больше 70% всего экспорта, являются международные
транснациональные компании LVMH - 32%, Allied Domecq -10,9%, Pernod
Ricard - 11,6%, Maxxium - 15,2%, Bacardi-Martini - 1,6%. В данные
концерны входят самые крупные коньячные Дома: Hennessy (около 3 млн 9Lc)
- LVMH, Remy Martin (1,5 млн 9Lc) - Remy-Cointreau как часть Maxxium,
Martell (1,1 млн 9Lc)- Pernod Ricard, Courvoisier (около 1,0 млн 9Lc) -
Allied Domecq.
Компания LVMH занимает ведущие позиции и на рынке коньяков (рис. 5).
Деятельность Дома Hennessy (одного из основных предприятий группы) в
настоящее время на подъеме: доля коньяков категории VSOP и ХО на мировом
рынке (особенно в США и Азии) достигла 34-36%. В целом, за 2001 г.
стоимость продаж Дома Hennessy увеличилась более чем на 6%, прирост
объема продаж составил 14%.
Транснациональные компании, связанные с производством и экспортом вина,
продвигаются на рынки стран СНГ, где они занимаются не только сбытом
своей продукции, но и организуют собственное производство. Наиболее
активно в этом направлении работают ТНК Pernod Ricard и William Peter
(приложение 7).
Процессы интеграции на рынке виноградных вин затронули всех основных
производителей алкогольной продукции. Особую активность ТНК
демонстрируют в странах Нового Света. В частности, масштабная
модернизация отрасли виноделия в конце 80-х - начале 90-х годов в Чили
потребовала значительных инвестиций. При этом чилийские компании пошли
разными путями. Одним из них был путь привлечения международных и
национальных капиталов.
Здесь первенство принадлежит чилийской винодельческой компании Конча у
Торо (Concha у Того), акции которой размещены на нью-йоркской фондовой
бирже. Это позволило в 1994 г. вложить в крупномасштабную модернизацию
производства око-Ло 50 млн долл. США. Сегодня ей принадлежит 3,3 тыс. га
виноградников, что составляет около 6% всех виноградников страны, фи
этом выпускается около 11,0 млн ящиков вина.
Альтернативой публичному размещению ценных бумаг на
бирже явился поиск портфельных инвесторов. Так, в 1992 г. чилийским
консорциумом Фосфорос (Fosforos) была создана новая винодельческая
компания Тарапака (Тагараса), производящая в настоящее время в
сотрудничестве с известной калифорнийской компанией Берингер (Beringer)
свыше 1,0 млн ящиков вина. Хотя возраст виноградников не позволяет пока
производить вина экстра-класса, но компания уже добилась заметных
успехов и имеет хорошие перспективы в будущем.
Большинство наиболее интересных винодельческих проектов в Чили было
реализовано путем финансовой и технологической интеграции с крупными
международными производителями вина. За последние годы были созданы
совместные предприятия между:
- Конча у Торо (Concha у Того) и Барон Филиппе де Ротшильд (Baron
Philippe deRotschild)-в 1997г. (проект “Альмавива”, 41 га);
- семьями Мондави (Robert Mondavi Winery, США) и Чадвик (Vina Errazuriz,
Чили) - в 1989 г. (проект “Калитерра”, 430 га);