Российский рынок виноградарства

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

4. Интеграция как путь выхода российского виноградарства и виноделия из кризиса

 

 

Источниками стратегических выгод для участников формирований являются обеспечиваемые интеграцией конкурентные преимущества в сфере технологического развития. Соединение ресурсов отдельных фирм выступает необходимым средством для разработки или приобретения новой технологии, реализации накопленных знаний, организации новых производств или преодоления барьеров вхождения в уже существующие, освоения зарубежных рынков.

Кроме того, при технологическом развитии наступает взаимозависимость сгруппированных предприятий, ведущая к росту эффективности производства каждого из них и группы предприятий в целом. Кроме того, интегрированные образования имеют инновационные преимущества, так как облегчается реализация проектов по модернизации производства и его технологического обновления.

Российский рынок виноградарства и виноделия также постепенно вовлекается в процессы агропромышленной интеграции. Как правило, в качестве интеграторов выступают винодельческие заводы и торговые компании. Они создают вертикально интегрированные алкогольные холдинги. Институциональная структура агропромышленных формирований в виноградарстве и виноделии представлена на рисунке 6.

Через приобретение контрольного пакета акций сельскохозяйственных акционерных обществ, либо через прямую скупку у населения земельных и имущественных паев, они становятся собственниками виноградарских хозяйств. Последнее позволяет им создать надежную сырьевую базу и обезопасить себя от проблем с завозом импортного сырья. Кроме того, винзаводы рассчитывают на значительное уменьшение себестоимости своих товаров. Это даст им конкурентное преимущество, а также возможность контролировать рынок виноматериалов.

Развитие интеграционных процессов между виноградарством и другими сферами АПК охватывает в первую очередь основные зоны выращивания винограда. В настоящее время в промышленных масштабах он может выращиваться только в Краснодарском и Ставропольском краях. Эти регионы представляют особый интерес для инвесторов. Краснодарский край является основным производителем винограда в России; на его долю приходится примерно 60% урожая этой культуры.

Исходя из указанных причин ряд крупных российских инвесторов начал вкладывать деньги в приобретение виноградарских
хозяйств на юге России. Так, торгово-промышленная группа Ариант” (г. Челябинск) купила семь хозяйств в Темрюкском Районе Краснодарского края. В состав группы входят металлургические, лесоперерабатывающие и другие предприятия. Группа Ариант” построила завод вторичного виноделия с объемом инвестиций 30 млн долл. США. Он выпускает 1,3 млн дал вина в год. Кроме того, она вложила 10 млн долл. США в реконструкцию двух винзаводов и истратила 5 млн долл. США на покупку виноградников. Группа производит преимущественно вина с обозначением сорта винограда, из которого делается вино (каберне, алиготе и т.д.) и продает свою продукцию в России за Уралом.

Детчинский винзавод (Калужская область) приобрел в Темрюкском районе 2 агрофирмы с объемом производства вина

1,5 млн дал в год. В 1995 г. Детчинский винзавод выкупила группа частных инвесторов и провела реконструкцию предприятия стоимостью 3 млн долл. США. Главной маркой вина завода является “Монастырская изба”. Он владеет исключительными правами на эту марку, и она обеспечивает 90% всех продаж винзавода. “Монастырская изба” занимает 5% российского винного рынка.

Детчинский винзавод развивает стратегию по охвату большинства регионов страны, а в Москве и Московской области, по данным компании, их продукция занимает около 35% рынка. В

2001 г. компания запустила новые производственные мощности объемом 500 тыс. дал в год. Инвестиции в проект составили более 1 млн долл. США. Кроме тог о, компания планирует делать вино в зоне виноградарства и виноделия, для чего в 2002 г. должно начаться строительство нового завода.

В развитие купленных виноградников, а также в оснащение завода первичного виноделия завод намерен вложить около 80 млн руб. Покупка двух агрофирм обошлась заводу в 20 млн руб. Еще 15 млн руб. было затрачено на выплату долгов приобретенных хозяйств.

Одно хозяйство Темрюкского района перешло под контроль московской компании “Мильстрим”. Последняя существует с 1998 г. и производит столовые, сортовые и выдержанные вина под марками “Мильстрим” и “Лазурная долина” в упаковке bag-in-box (3-литровый мешок в коробке). Объем производства вина составляет около 400 тыс. дал в год. Продукция продается в Москве и Санкт-Петербурге.

Компания “Мильстрим” использует для производства вина только российские виноматериалы. До сих пор она не имела собственного завода. С покупкой агрофирмы “Мильстрим" стала собственником виноградников, завода первичного виноделия и строит цех розлива вина в bag-in-box и бутылки. На заводе появилась возможность контролировать все этапы производства, начиная от выращивания винограда и заканчивая бутилированием вина.