4. Интеграция как путь
выхода российского виноградарства и виноделия из кризиса
Источниками стратегических выгод для участников
формирований являются обеспечиваемые интеграцией конкурентные
преимущества в сфере технологического развития. Соединение ресурсов
отдельных фирм выступает необходимым средством для разработки или
приобретения новой технологии, реализации накопленных знаний,
организации новых производств или преодоления барьеров вхождения в уже
существующие, освоения зарубежных рынков.
Кроме того, при технологическом развитии наступает взаимозависимость
сгруппированных предприятий, ведущая к росту эффективности производства
каждого из них и группы предприятий в целом. Кроме того, интегрированные
образования имеют инновационные преимущества, так как облегчается
реализация проектов по модернизации производства и его технологического
обновления.
Российский рынок виноградарства и виноделия также постепенно вовлекается
в процессы агропромышленной интеграции. Как правило, в качестве
интеграторов выступают винодельческие заводы и торговые компании. Они
создают вертикально интегрированные алкогольные холдинги.
Институциональная структура агропромышленных формирований в
виноградарстве и виноделии представлена на рисунке 6.
Через приобретение контрольного пакета акций сельскохозяйственных
акционерных обществ, либо через прямую скупку у населения земельных и
имущественных паев, они становятся собственниками виноградарских
хозяйств. Последнее позволяет им создать надежную сырьевую базу и
обезопасить себя от проблем с завозом импортного сырья. Кроме того,
винзаводы рассчитывают на значительное уменьшение себестоимости своих
товаров. Это даст им конкурентное преимущество, а также возможность
контролировать рынок виноматериалов.
Развитие интеграционных процессов между виноградарством и другими
сферами АПК охватывает в первую очередь основные зоны выращивания
винограда. В настоящее время в промышленных масштабах он может
выращиваться только в Краснодарском и Ставропольском краях. Эти регионы
представляют особый интерес для инвесторов. Краснодарский край является
основным производителем винограда в России; на его долю приходится
примерно 60% урожая этой культуры.
Исходя из указанных причин ряд крупных российских инвесторов начал
вкладывать деньги в приобретение виноградарских
хозяйств на юге России. Так, торгово-промышленная группа Ариант” (г.
Челябинск) купила семь хозяйств в Темрюкском Районе Краснодарского края.
В состав группы входят металлургические, лесоперерабатывающие и другие
предприятия. Группа Ариант” построила завод вторичного виноделия с
объемом инвестиций 30 млн долл. США. Он выпускает 1,3 млн дал вина в
год. Кроме того, она вложила 10 млн долл. США в реконструкцию двух
винзаводов и истратила 5 млн долл. США на покупку виноградников. Группа
производит преимущественно вина с обозначением сорта винограда, из
которого делается вино (каберне, алиготе и т.д.) и продает свою
продукцию в России за Уралом.
Детчинский винзавод (Калужская область) приобрел в Темрюкском районе 2
агрофирмы с объемом производства вина
1,5 млн дал в год. В 1995 г. Детчинский винзавод выкупила группа частных
инвесторов и провела реконструкцию предприятия стоимостью 3 млн долл.
США. Главной маркой вина завода является “Монастырская изба”. Он владеет
исключительными правами на эту марку, и она обеспечивает 90% всех продаж
винзавода. “Монастырская изба” занимает 5% российского винного рынка.
Детчинский винзавод развивает стратегию по охвату большинства регионов
страны, а в Москве и Московской области, по данным компании, их
продукция занимает около 35% рынка. В
2001 г. компания запустила новые производственные мощности объемом 500
тыс. дал в год. Инвестиции в проект составили более 1 млн долл. США.
Кроме тог о, компания планирует делать вино в зоне виноградарства и
виноделия, для чего в 2002 г. должно начаться строительство нового
завода.
В развитие купленных виноградников, а также в оснащение завода
первичного виноделия завод намерен вложить около 80 млн руб. Покупка
двух агрофирм обошлась заводу в 20 млн руб. Еще 15 млн руб. было
затрачено на выплату долгов приобретенных хозяйств.
Одно хозяйство Темрюкского района перешло под контроль московской
компании “Мильстрим”. Последняя существует с 1998 г. и производит
столовые, сортовые и выдержанные вина под марками “Мильстрим” и
“Лазурная долина” в упаковке bag-in-box (3-литровый мешок в коробке).
Объем производства вина составляет около 400 тыс. дал в год. Продукция
продается в Москве и Санкт-Петербурге.
Компания “Мильстрим” использует для производства вина только российские
виноматериалы. До сих пор она не имела собственного завода. С покупкой
агрофирмы “Мильстрим" стала собственником виноградников, завода
первичного виноделия и строит цех розлива вина в bag-in-box и бутылки.
На заводе появилась возможность контролировать все этапы производства,
начиная от выращивания винограда и заканчивая бутилированием вина.