Рынок алкоголя России. Выводы и предложения

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Рынок алкоголя России. Выводы и предложения

 


Начиная с 1991 г. в стране идет противоречивый процесс формирования рынка алкогольной продукции и виноградных вин. За период с 1990 г. по 2001 г. он претерпел существенные изменения. Это проявилось в деформации структуры потребления, производства. импорта и экспорта алкогольной продукции и г.д. В результате проведения реформ отрасль перешла в депрессивное состояние, что привело как к сокращению производства продукции. так и ее потребления. В 2000 г. по сравнению с 1985 г. объемы производства вина уменьшились в 2 раза.

Падение спроса на виноградные вина в 90-е годы и возросшая конкуренция со стороны импортируемых вин обусловили сокращение объемов производства винограда, что, в свою очередь, привело к уменьшению объемов производства виноградного вина и других видов продукции виноделия.

Сокращение производства винограда в России было вызвано, кроме указанной, и рядом других причин. Среди них: невысокая культура виноградарства, недостаточное соблюдение хозяйствами агротехнических правил выращивания и ухода за насаждениями, отсутствие системы закладки виноградников в соответствии с современными технологиями но плановым рядам и др.

Валовой сбор продукции в 2001 г. был в 2 раза ниже среднегодового сбора в 1991—1995 гг. и в 3 раза ниже по сравнению со среднегодовым уровнем в 1986—1990 it.

Россия за период проведения реформ потеряла около 2/3 виноградных насаждений. По сравнению с 200 тыс. га в 1984 г. они сократились в 2001 г. до 72 тыс. га.

Проблемой российского рынка винной продукции является ее относительно низкое качество. Многие товары не соответствуют требованиям нормативной документации по этому признаку, безопасности применяемого сырья, санитарным нормам, медико-биологическим требованиям, некоторые из товаров представляют опасность для жизни и здоровья людей.

Российский рынок виноградных вин на протяжении последних •0—12 лет остается сильно зависимым от импорта. Основными экспортерами виноградных вин в Россию из стран вне СНГ в 2000 г. являлись Франция. Венгрия, Германия, Румыния и Испания, на долю которых пришлось 73,9% ввоза. Импорт виноградных вин в РФ из стран СНГ составляет примерно 80% импорта России этой продукции.
 

Наряду с указанными проблемами, в настоящее время в отрасли накопились и другие вопросы. Наиболее серьезными из них являются: отставание в техническом перевооружении предприятий; отсутствие у предприятий собственных оборотных средств для закупки необходимых сырьевых и материальных ресурсов; слабая материально-техническая база предприятий (износ оборудования в промышленности составляет более 60%); нехватка средств для финансирования капиталовложений в алкогольную промышленность.

Одной из важных причин, тормозящих развитие виноградарства и виноделия в России, является отсутствие единой политики в виноградовинодельческом подкомплексе, организационная разобщенность, отсутствие единой системы управления и координации отраслями на федеральном и региональном уровнях. В то же время не выполняются уже принятые государственные программы и нормативы. Так, за 2000—2001 гг. акцизы от продажи вина, полностью идущие в бюджеты регионов, увеличились в 1,4 раза. А использование указанного источника для развития отрасли виноградарства в субъектах Федерации в 2001 г. по сравнению с 2000 г. снизилось со 167 млн руб. до 145 млн руб. Хотя потенциально для нужд развития виноградаства должно было быть привлечено в 2001 году 400—500 млн руб.

Таким образом, неудовлетворительное состояние виноград-но-винодельческого подкомплекса в России объясняется многими причинами, среди которых можно выделить: развитие практически нерегулируемого государством рынка вина; неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленностью; острая нехватка инвестиций и недоступность кредитных ресурсов; усилившийся монополизм предприятий перерабатывающей промышленности и торговли; медленное восстановление ранее разорванных межрегиональных связей; отсутствие разумного протекционизма отечественному товаропроизводителю; невост-ребованность научных разработок; жесткая конкуренция с импортной продукцией.

Развитие виноградарства и виноделия должно опираться прежде всего на эффективную государственную поддержку, о чем свидетельствует мировой опыт стран, занимающихся подобным производством.

Государственное регулирование следует ориентировать на координацию межотраслевых и межрегиональных связей, поддержку производства при помощи проведения ценовой, налоговой, инвестиционной и финансово-кредитной политики, выполнения необходимых контрольно-инспекционных функций, осуществления мер но социальной защите населения.

В связи с этим в ближайшие годы в сфере виноградарства и виноделия важно решить следующие задачи:

1. Основные принципы и задачи внешнеторгового регулирования на перспективу состоят в следующем:

- эффективная интеграция в мировой рынок отраслей АПК. вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя;

- принятие ограниченных протекционистских мер временного характера для защиты интересов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны:

- использование гибких импортных тарифов;

-стимулирование экспорта российской агропродовольствен-

ной продукции в условиях стабильности ее внутреннего рынка;

- совершенствование системы таможенного контроля;

- создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации агропродоволь-ственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества;

- максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка.

В том числе необходимо:

а) Определить реально существующие сферы деятельности, подлежащие протекционизму: спирт, водка, вина ценовой категории до 100 руб.

б) Во внешнеэкономической деятельности применить меры протекционистской политики:

-тарифного регулирования (путем изменения размера пошлины);

нетарифного регулирования (через введение квот) по группам продуктов: спирт, водка, вина ценовой категории до 100 руб.;

- косвенных субсидий в виде налоговых льгот по винам ценовой категории до 100 руб.

2. Для увеличения производства и сбыта российской винодельческой продукции необходимо не только изменить таможенное Регулирование (в том числе с использованием механизма тарифных квот), но и реализовать программу поддержки конкурентоспособности отечественной продукции, установить гарантированные цены при закупке винограда в продовольственные фонды с их предварительным авансированием, выделять товарные кредиты и установить льготные ставки по кредитам коммерческих банков, организовать лизинг оборудования и машин, осуществить финансирование основных направлений государственной программы развития отрасли, ввести дифференциацию налогов, пересмотреть существующие акцизы, сохранить государственную финансовую поддержку виноградарства за счет бюджетных средств и 50% акцизов от реализации винодельческой продукции.

3. Также необходимо создать систему государственной классификации винодельческих аппелляций и, соответственно, стандартизировать производство вина в них. Придать российским винам статус контролируемых наименований по происхождению, что будет способствовать более рациональному использованию сырьевых ресурсов виноградно-винодельческого подкомплекса и даст возможность повысить эффективность его экономики. Введение этой системы требует разработки нормативно-правовой базы. Следует организовать административную систему процедур по признанию, контролю и защите продукции с наименованием по происхождению.

4. Для стимулирования притока инвестиций в виноделие и развития отрасли необходимо:

- отрегулировать импортные пошлины на виноматериалы;

- ввести налоговые льготы на иностранные инвестиции в виноделие с учетом срока формирования виноградной лозы;

- стимулировать экспорт продукции виноделия;

- ввести нулевую пошлину на импортируемое оборудование для производства виноградных вин.

- разработать долговременные перспективные планы развития отраслей виноградарства и виноделия сроком на 20-25 лет, что позволит учесть особенности технологии возделывания и эксплуатации насаждений винограда. Необходимо довести площади виноградников примерно до 150 тыс. га. Для этого следует:

а) закладывать каждый год не меньше 7 гыс. га новых насаждений за счет бюджетных средств (не менее 120 млн руб.);

б) развивать питомниководческую базу и обеспечить производство посадочного материала в количестве 15 млн саженцев ежегодно;

в) производить больше 500 тыс. т винограда в год, из которых свежая продукция должна составлять не менее 40 тыс. т;

г) для восстановления объема производства марочных вин, классических шампанских вин и брэнди важно решить вопрос о выделении долгосрочных целевых льготных кредитов.