4. Интеграция как путь
выхода российского виноградарства и виноделия из кризиса
Противоположностью традиционного подхода к
виноделию является уникальный проект Terrazas компании Moet & Chandon (LVMH),
которая с 60-х годов XX века производила в Аргентине игристые вина. Как
уже указывалось выше, здесь были большие запретительные пошлины как на
экспорт, так и на импорт вин, поэтому развивать производство можно было
только внутри страны. Особенность проекта заключается в создании группой
энологов (специалистов-виноделов) из Франции, США и Австралии
математической модели наилучшего использования климатических условий для
возделывания конкретных сортов винограда. Так как Аргентина свободна от
океанического влияния, то климатические условия здесь определяются
высотой над уровнем моря.
В результате, в зависимости от высоты над уровнем моря для каждого сорта
был подобран оптимальный (с точностью до метра) участок - терраса.
Например, для сорта каберне совиньон лучше всего подошла высота 980 м,
для мальбека - 1067 м, для шардоне - 1200 м и т.д. Так возникло
“террасное" виноделие, которое является одним из самых успешных
международных проектов. Уже первые образцы этих вин получили высокую
оценку в Лондоне и Гонконге, признанных винных рыночных центрах Европы и
Азии.
За последние 10 лет особенно значительные преобразования в
виноградарстве и виноделии произошли в США. Благодаря этому страна в
2000 г. произвела 7,5 млн т винограда и вышла на третье место в мире по
данному показателю. Общая площадь под виноградниками составляла в 2000
г. 440 тыс. га.
В развитии виноделия США преобладают две основные тенденции: во-первых,
винодельческие компании работают главным образом на внутренний рынок.
Во-вторых, в стране существуют три группы производителей.
Первая группа - бутики-винодельни. Их мощности ограничены: они выпускают
от 100 до 1000 ящиков в год. Среди них есть компании, выпускающие
высококлассные вина, но эти вина не экспортируются, а распространяются в
основном по подписке между магазинами и ресторанами.
Вторая группа - два промышленных гиганта Е. & J.
Gallo Winery (40 - 50 млн ящиков в год) и Canandaigua Wine Company (18
млн ящиков в год), в последние годы монополизировавшие производство
“коммерческих” вин в США. Это редкий случай, когда монополизм привел к
повышению эффективности отрасли, так как обеспечил отсутствие диктата
производителей винограда. С точки зрения организационной структуры и
масштабов производства обе компании представляют собой крупные
агропромышленные формирования.
Третья группа - частные компании (их всего три), производящие
высококлассные вина в объемах, достаточных для экспорта. Это, во-первых,
компания Роберта Мондави (Robert Mondavi Winery). Она производит
отличные вина как в Калифорнии, так и за пределами США. В настоящее
время компания владеет 1400 акрами виноградников, производит 1,5 млн
ящиков вина в год, объем его продаж составляет 427,7 млн долл. США.
Компания представляет такие марки вин как Woodbridge, Opus One. Byron
Vineyards and Winery, Robert Mondavi Coastal и др.
Компания Beringer является старейшей из существующих в Калифорнии винных
компаний. Ей принадлежат права на Chateau Souverain, Meridian Vineyards,
Chateau St. Jean, Napa Ridge. Виноградники компании занимают площадь 2
800 акров, с которых производится 1,4 млн ящиков вина в год. Компания
также имеет совместные проекты в Чили.
Компания Kendall-Jackson была основана в 1982 г. Уникальность данной
компании заключается в том, что у нее нет так называемых вторых,
третьих, четвертых вин: обе основные серии Vintner's Reserve и Grand
Reserve (производимые с одних и те же виноградников) получают высокие
оценки международных экспертов.
Дело в том, что все известные американские винные компании продвигают на
рынок три-четыре разные линии продукции, имеющие свое название, но для
потребителя ассоциирующиеся, в первую очередь, с общим названием
компании. Поэтому лучшие вина из верхней линейки получают престижные
международные награды, но складывающиеся по отношению к ним симпатии
потребителей переносится также на вторую, третью и четвертую линейки.
Вина компании Kendall-Jackson экспортируются в 40 стран мира, спрос на
ее продукцию постоянно растет, площади виноградников расширяются;
сегодня они составляют 10 тыс. акров, с них производится более 1,0 млн
ящиков вина в год.