Рынок алкоголя России. Выводы и предложения

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 

 

 

Рынок алкоголя России. Выводы и предложения

 

 

В то же время мировой рынок виноградных вин и виноматериалов является одним из наиболее быстро развивающихся рынков в сфере продовольствия. Его созданию и развитию способствовали многие факторы: информационная революция, объединившая многие страны мира; интенсификация посадок виноградников на юге Франции, во многих штатах США, в Австралии, Аргентине, Чили, ЮАР; проведение международных выставок, аукционов, презентаций и дегустаций вин; увеличение доходов граждан, позволяющее им тратить больше средств на высококачественные продукты питания, включая вина; повышение качества и увеличение выпуска вин высшего качества; доказательство положительного влияния умеренного потребления вин на здоровье людей и предотвращение многих заболеваний и др.

Процесс формирования рынка вина сопровождался противоречиями:

- с одной стороны, площади виноградников во всем мире сократились на 10% и на столько же снизилось потребление вина;

- с другой стороны, глобальные изменения произошли в виноградарстве, винодельческом бизнесе, торговле винами и в отношении международного сообщества к потреблению вин, благодаря чему спрос на качественную винодельческую продукцию начал быстро расти.

Многие страны-производители вин одновременно являются их экспортерами и импортерами. В настоящее время экспорт вин составляет 25%, а импорт - 22% общего объема их выпуска. При существующих темпах роста экспорта и импорта международная торговля винами может занять 50% объема их производства и в нее будет вовлечено большинство стран мира.

Рынок вина в мире достаточно жестко регулируется, а регулирование рынков подразумевает, в первую очередь, вмешательство государства.

Необходимость государственного регулирования рынка виноградных вин в странах ЕС обусловлена его важностью для экономики. Указанные страны играют ведущую роль в мировой торговле вином: они обеспечивают 63,8% его производства (157,2 млн Гл) и 60,7% его потребления (132,7 млн гл) в мире.

Государственное регулирование рынков осуществляется посредством различного рода инструментов и методов. В Европейском Союзе главным инструментом поддержания единого рынка вина являются ориентировочные цены на него. Они находятся в тесной зависимости от цен внешнего рынка.

В торговле с третьими странами используется единый таможенный барьер, основным рычагом которого служат компенсационные сборы за импортируемое вино: их величина равна разнице между ценами сообщества (более высокими) и мирового рынка.

Государственное вмешательство в рыночные отношения выражается также через регулирование цен. Его эффективность достигается путем комплексного взаимодействия с другими финансово-экономическими рычагами (налоги, кредиты, прямые субсидии).

Государственное регулирование цен обеспечивает:

- установление государственных гарантированных цен на продукцию, производимую фермерами, и обеспечение им достаточного уровня доходов;

- таможенную защиту цен, устанавливаемых фермерами:

- финансирование закупки и хранения излишков сельскохозяйственной продукции для предупреждения кризиса перепроизводства и связанного с ним падения цен и разорения фермерских хозяйств;

- экспортный протекционизм.

В ЕС механизм регулирования рынка вина существенно перестраивается для того, чтобы повысить качество виноградных вин и усилить контроль над ним. совершенствовать материальное стимулирование за выпуск оптимального объема вина, ввести более жесткие меры воздействия на рынке ординарных вин с целью его стабилизации.

Одним из важных инструментов регулирования рынка вина в мире является введение классификации вин контролируемых наименований по происхождению.

На современном этапе важную роль в мировой экономике играет международная интеграция, которая осуществляется в нескольких видах: организационная (вертикальная, горизонтальная), территориальная (национальная, международная, глобальная). Это одна из значимых стратегий международного экономического взаимодействия, характеризующая направленность внешнеэкономической политики, интересов национальных государств и частных экономических субъектов в современном мире.
 

В настоящее время в мире наибольшие сдвиги в организации сбыта продовольственных товаров, и в том числе алкогольной продукции, связаны с усилением процессов глобализации и укреплением позиций транснациональных компаний (ТНК). Они представляют собой вертикально и горизонтально интегрированные структуры, которые, как правило, прямо или косвенно замыкают технологические цепи от начала и до конца производства продукта. ТНК играют ведущую роль в глобальном технологическом развитии.

Одной из самых крупных транснациональных компаний, работающих на рынке алкогольной продукции, является французская “Луи Вюиттон-Моэт-Хеннеси” (Louis Vuitton Moet Hennessy

- LVMH). В 2000 г. продажи LVMH достигли 10,9 млрд долл. США, в том числе за счет продажи алкогольной продукции - 1,6 млрд долл. США.

Для большинства международных винодельческих компаний в их развитии к вертикально интегрированным образованиям было типичным движение от покупки винограда у винодельческих кооперативов до организации его переработки и производства вина. Сбыт конечной продукции осуществлялся через другие компании. Такой организацией отличался первый этап становления компаний. На втором этапе они начали скупать виноградарские хозяйства и создавать собственную сырьевую базу. Следующим этапом была организация торгово-сбытовой сеги и формирование крупных агропромышленных транснациональных компаний холдингового типа.

Процессы интеграции на рынке виноградных вин затронули всех основных производителей алкогольной продукции. Особую активность ТНК демонстрируют в странах Нового Света. В частности, масштабная модернизация отрасли виноделия в конце 80-х - начале 90-х годов в Чили потребовала значительных инвестиций. При этом чилийские компании пошли разными путями. Одним из них был путь привлечения международных и национальных капиталов.

Современный этап развития российской экономики также характеризуется активным процессом интеграции в различных сферах народного хозяйства.

В пищевой промышленности интеграционные процессы протекают по двум схемам, в основе которых лежит вертикальная и горизонтальная консолидация. По пути вертикальной интеграции начинают развиваться и некоторые винодельческие компании. Параллельно в пищевой промышленности организация
 

сложных интегрированных структур происходит на основе горизонтальной интеграции.

Одной из перспективных форм прямых связей в АПК является корпоративное предприятие, образующееся путем объединения нескольких сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими или торговыми предприятиями. При этом объединяются сбыт и производство продукции.

В последние годы усилилась тенденция развития интеграции, при которой интеграторами являются предприятия, контролирующие и координирующие деятельность аграрной сферы.

Российский рынок виноградарства и виноделия также постепенно вовлекается в процессы агропромышленной интеграции. Как правило, в качестве интеграторов выступают винодельческие заводы и торговые компании. В настоящее время интеграция в виноделии развивается преимущественно путем создания холдингов, объединений, финансово-промышленных групп, агропромышленных и научно-производственных объединений, где инициаторами процессов интеграции выступают финансово состоятельные субъекты рынка не из сферы сельского хозяйства.

Развитие интеграционных процессов между виноградарством и другими сферами АПК охватывает в первую очередь основные зоны выращивания винограда: Краснодарский и Ставропольский края, Дагестан. Эти регионы представляют особый интерес для инвесторов.

Создание интегрированных формирований в виноградарстве и виноделии является не только оправданным, но и необходимым, так как позволяет более эффективно использовать имеющееся сырье, обеспечивать высокое качество производимой продукции и извлекать большую стоимость при ее реализации.

Значительный интерес к созданию интегрированной агропромышленной структуры проявляет один из крупнейших операторов рынка импортного виноградного вина и коньяков — компания “Уайтхолл”.

Oita намерена соединить между собой стадии производства и сбыта вина через вертикально интегрированную структуру: винодельческие хозяйства - производство вина - сбыт вина с последующей интеграцией компании в мировую экономику. Этого можно достигнуть прежде всего за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, людских ресурсов, новых технологий

Примером эффективного подъема винодельческой отрасли за короткие сроки является Чили, где в 70 - 80-е годы отрасль находилась в глубоко кризисной ситуации, сходной с российской

Этому подъему способствовали государственная ориентация на развитие сельского хозяйства, привлечение международных инвестиций. хорошо продуманная налоговая политика, а также прорыв международной изоляции после референдума 1988 г. В результате площадь виноградников в стране увеличилась до

80 тыс. га, а экспорт чилийских вин вырос с 14,2 млн л в 1989 г. до

266,5 млн л в 2000 г.

Благодаря грамотной государственной экономической политике и трудолюбию граждан было обеспечено полное техническое и технологическое перевооружение отрасли, что вывело ее на лидирующие позиции не только в национальной, но и мировой экономике. Кроме того, важную роль в развитии чилийского виноделия сьирала международная кооперация и интеграция.

Таким образом, международная интеграция и создание вертикально-интегрированных структур являются одним из наиболее эффективных способов выхода виноградно-винодельческой отрасли из кризиса. Основой такой интеграции являются:

- гармонизация государственных стандартов РФ с международными;

- создание национальной системы кот роля наименований по происхождению;

- взаимное признание как РФ защищенных международными соглашениями (TRIPS) наименований, контролируемых по происхождению, гак и странами - членами ВТО соответствующей национальной российской системы;

- снижение вплоть до нулевого уровня таможенных пошлин на импортируемое технологичное оборудование для вновь создаваемых или реконструируемых предприятий отрасли;

- взвешенная тарифная политика в сфере импорта готовых виноматериалов. направленная на стимулирование первичного, а не вторичного виноделия;

- государственные гарантии обратного вывоза капитала;

- льготное налогообложение на период взросления лозы (до 5 лег);

- неукоснительные соблюдения норматива отчисления поступающей в региональные бюджеты части акциза, направляемого на развитие отрасли;

- наличие государственной образовательной программы по созданию собственной энологической школы международного уровня.

При соблюдении вышеперечисленных условий отрасль сможет в течение 10-15 лет выйти из кризиса и интегрироваться в мировой рынок без каких-либо существенных дополнительных государственных инвестиций.