В то же время мировой рынок виноградных вин и
виноматериалов является одним из наиболее быстро развивающихся рынков в
сфере продовольствия. Его созданию и развитию способствовали многие
факторы: информационная революция, объединившая многие страны мира;
интенсификация посадок виноградников на юге Франции, во многих штатах
США, в Австралии, Аргентине, Чили, ЮАР; проведение международных
выставок, аукционов, презентаций и дегустаций вин; увеличение доходов
граждан, позволяющее им тратить больше средств на высококачественные
продукты питания, включая вина; повышение качества и увеличение выпуска
вин высшего качества; доказательство положительного влияния умеренного
потребления вин на здоровье людей и предотвращение многих заболеваний и
др.
Процесс формирования рынка вина сопровождался противоречиями:
- с одной стороны, площади виноградников во всем мире сократились на 10%
и на столько же снизилось потребление вина;
- с другой стороны, глобальные изменения произошли в виноградарстве,
винодельческом бизнесе, торговле винами и в отношении международного
сообщества к потреблению вин, благодаря чему спрос на качественную
винодельческую продукцию начал быстро расти.
Многие страны-производители вин одновременно являются их экспортерами и
импортерами. В настоящее время экспорт вин составляет 25%, а импорт -
22% общего объема их выпуска. При существующих темпах роста экспорта и
импорта международная торговля винами может занять 50% объема их
производства и в нее будет вовлечено большинство стран мира.
Рынок вина в мире достаточно жестко регулируется, а регулирование рынков
подразумевает, в первую очередь, вмешательство государства.
Необходимость государственного регулирования рынка виноградных вин в
странах ЕС обусловлена его важностью для экономики. Указанные страны
играют ведущую роль в мировой торговле вином: они обеспечивают 63,8% его
производства (157,2 млн Гл) и 60,7% его потребления (132,7 млн гл) в
мире.
Государственное регулирование рынков осуществляется посредством
различного рода инструментов и методов. В Европейском Союзе главным
инструментом поддержания единого рынка вина являются ориентировочные
цены на него. Они находятся в тесной зависимости от цен внешнего рынка.
В торговле с третьими странами используется единый таможенный барьер,
основным рычагом которого служат компенсационные сборы за импортируемое
вино: их величина равна разнице между ценами сообщества (более высокими)
и мирового рынка.
Государственное вмешательство в рыночные отношения выражается также
через регулирование цен. Его эффективность достигается путем
комплексного взаимодействия с другими финансово-экономическими рычагами
(налоги, кредиты, прямые субсидии).
Государственное регулирование цен обеспечивает:
- установление государственных гарантированных цен на продукцию,
производимую фермерами, и обеспечение им достаточного уровня доходов;
- таможенную защиту цен, устанавливаемых фермерами:
- финансирование закупки и хранения излишков сельскохозяйственной
продукции для предупреждения кризиса перепроизводства и связанного с ним
падения цен и разорения фермерских хозяйств;
- экспортный протекционизм.
В ЕС механизм регулирования рынка вина существенно перестраивается для
того, чтобы повысить качество виноградных вин и усилить контроль над
ним. совершенствовать материальное стимулирование за выпуск оптимального
объема вина, ввести более жесткие меры воздействия на рынке ординарных
вин с целью его стабилизации.
Одним из важных инструментов регулирования рынка вина в мире является
введение классификации вин контролируемых наименований по происхождению.
На современном этапе важную роль в мировой экономике играет
международная интеграция, которая осуществляется в нескольких видах:
организационная (вертикальная, горизонтальная), территориальная
(национальная, международная, глобальная). Это одна из значимых
стратегий международного экономического взаимодействия, характеризующая
направленность внешнеэкономической политики, интересов национальных
государств и частных экономических субъектов в современном мире.
В настоящее время в мире наибольшие сдвиги в
организации сбыта продовольственных товаров, и в том числе алкогольной
продукции, связаны с усилением процессов глобализации и укреплением
позиций транснациональных компаний (ТНК). Они представляют собой
вертикально и горизонтально интегрированные структуры, которые, как
правило, прямо или косвенно замыкают технологические цепи от начала и до
конца производства продукта. ТНК играют ведущую роль в глобальном
технологическом развитии.
Одной из самых крупных транснациональных компаний, работающих на рынке
алкогольной продукции, является французская “Луи Вюиттон-Моэт-Хеннеси” (Louis
Vuitton Moet Hennessy
- LVMH). В 2000 г. продажи LVMH достигли 10,9 млрд долл. США, в том
числе за счет продажи алкогольной продукции - 1,6 млрд долл. США.
Для большинства международных винодельческих компаний в их развитии к
вертикально интегрированным образованиям было типичным движение от
покупки винограда у винодельческих кооперативов до организации его
переработки и производства вина. Сбыт конечной продукции осуществлялся
через другие компании. Такой организацией отличался первый этап
становления компаний. На втором этапе они начали скупать виноградарские
хозяйства и создавать собственную сырьевую базу. Следующим этапом была
организация торгово-сбытовой сеги и формирование крупных
агропромышленных транснациональных компаний холдингового типа.
Процессы интеграции на рынке виноградных вин затронули всех основных
производителей алкогольной продукции. Особую активность ТНК
демонстрируют в странах Нового Света. В частности, масштабная
модернизация отрасли виноделия в конце 80-х - начале 90-х годов в Чили
потребовала значительных инвестиций. При этом чилийские компании пошли
разными путями. Одним из них был путь привлечения международных и
национальных капиталов.
Современный этап развития российской экономики также характеризуется
активным процессом интеграции в различных сферах народного хозяйства.
В пищевой промышленности интеграционные процессы протекают по двум
схемам, в основе которых лежит вертикальная и горизонтальная
консолидация. По пути вертикальной интеграции начинают развиваться и
некоторые винодельческие компании. Параллельно в пищевой промышленности
организация
сложных интегрированных структур происходит на
основе горизонтальной интеграции.
Одной из перспективных форм прямых связей в АПК является корпоративное
предприятие, образующееся путем объединения нескольких
сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими или торговыми
предприятиями. При этом объединяются сбыт и производство продукции.
В последние годы усилилась тенденция развития интеграции, при которой
интеграторами являются предприятия, контролирующие и координирующие
деятельность аграрной сферы.
Российский рынок виноградарства и виноделия также постепенно вовлекается
в процессы агропромышленной интеграции. Как правило, в качестве
интеграторов выступают винодельческие заводы и торговые компании. В
настоящее время интеграция в виноделии развивается преимущественно путем
создания холдингов, объединений, финансово-промышленных групп,
агропромышленных и научно-производственных объединений, где инициаторами
процессов интеграции выступают финансово состоятельные субъекты рынка не
из сферы сельского хозяйства.
Развитие интеграционных процессов между виноградарством и другими
сферами АПК охватывает в первую очередь основные зоны выращивания
винограда: Краснодарский и Ставропольский края, Дагестан. Эти регионы
представляют особый интерес для инвесторов.
Создание интегрированных формирований в виноградарстве и виноделии
является не только оправданным, но и необходимым, так как позволяет
более эффективно использовать имеющееся сырье, обеспечивать высокое
качество производимой продукции и извлекать большую стоимость при ее
реализации.
Значительный интерес к созданию интегрированной агропромышленной
структуры проявляет один из крупнейших операторов рынка импортного
виноградного вина и коньяков — компания “Уайтхолл”.
Oita намерена соединить между собой стадии производства и сбыта вина
через вертикально интегрированную структуру: винодельческие хозяйства -
производство вина - сбыт вина с последующей интеграцией компании в
мировую экономику. Этого можно достигнуть прежде всего за счет
привлечения отечественных и иностранных инвестиций, людских ресурсов,
новых технологий
Примером эффективного подъема винодельческой отрасли за короткие сроки
является Чили, где в 70 - 80-е годы отрасль находилась в глубоко
кризисной ситуации, сходной с российской
Этому подъему способствовали государственная
ориентация на развитие сельского хозяйства, привлечение международных
инвестиций. хорошо продуманная налоговая политика, а также прорыв
международной изоляции после референдума 1988 г. В результате площадь
виноградников в стране увеличилась до
80 тыс. га, а экспорт чилийских вин вырос с 14,2 млн л в 1989 г. до
266,5 млн л в 2000 г.
Благодаря грамотной государственной экономической политике и трудолюбию
граждан было обеспечено полное техническое и технологическое
перевооружение отрасли, что вывело ее на лидирующие позиции не только в
национальной, но и мировой экономике. Кроме того, важную роль в развитии
чилийского виноделия сьирала международная кооперация и интеграция.
Таким образом, международная интеграция и создание
вертикально-интегрированных структур являются одним из наиболее
эффективных способов выхода виноградно-винодельческой отрасли из
кризиса. Основой такой интеграции являются:
- гармонизация государственных стандартов РФ с международными;
- создание национальной системы кот роля наименований по происхождению;
- взаимное признание как РФ защищенных международными соглашениями (TRIPS)
наименований, контролируемых по происхождению, гак и странами - членами
ВТО соответствующей национальной российской системы;
- снижение вплоть до нулевого уровня таможенных пошлин на импортируемое
технологичное оборудование для вновь создаваемых или реконструируемых
предприятий отрасли;
- взвешенная тарифная политика в сфере импорта готовых виноматериалов.
направленная на стимулирование первичного, а не вторичного виноделия;
- государственные гарантии обратного вывоза капитала;
- льготное налогообложение на период взросления лозы (до 5 лег);
- неукоснительные соблюдения норматива отчисления поступающей в
региональные бюджеты части акциза, направляемого на развитие отрасли;
- наличие государственной образовательной программы по созданию
собственной энологической школы международного уровня.
При соблюдении вышеперечисленных условий отрасль сможет в течение 10-15
лет выйти из кризиса и интегрироваться в мировой рынок без каких-либо
существенных дополнительных государственных инвестиций.