импорт алкогольной продукции

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2. Импорт виноградных вин в Россию и его регулирование

 

Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничения импорта, делая иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке, т.е. часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту.

Система регулирования внешнеторговых операций в России стала формироваться в конце 1991 г. - начале 1992 г. В ней можно выделить тарифные и нетарифные меры регулирования, включающие административные и экономические меры.

Регулирование внешней торговли продовольствием в 90-е годы развивалось по таким же направлениям, как и внешнеторговая политика России в целом и в 1992—1993 гг. в большей степени было ориентировано на экспортные операции. Кроме того, в отличие от практики международной торговли в первой половине 90-х годов тарифные методы регулирования активно использовались в отношении не только ввоза, но и вывоза продовольствия.

При использовании тарифных мер регулирования, в зависимости от вида импортируемых товаров, ставки пошлин могут быть специфическими (устанавливаются в денежных единицах за физическую единицу вывозимой продукции) или адвалорными (устанавливаются в процентах от их таможенной стоимости).

Меры, применяемые в России, базируются на международной практике. В частности, при их разработке учитывались положения Соглашения о процедурах импортного лицензирования, принятого по итогам “Токио Раунда”. Вместе с тем, российская система лицензирования имела свою специфику, продиктованную особенностями переходного периода российской экономики.

Импорт продовольственных товаров в Россию с 1992 г. по 1996 г- был полностью свободен от регулирования посредством нетарифных мер. Лишь в сентябре 1996 г. было принято решение о квотировании с 1 января 1997 г. импорта двух товаров: спирта

этилового из пищевого сырья и водки. Квота на ввоз этилового спирта составляла 1 млн дал в год. а водки - 10 млн дал в год.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.96 г. № 1590, с 1 января 1997 г. эти товары были включены в перечень специфических товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям. При этом стал использоваться достаточно жесткий вариант лицензирования, сочетающий меры административного и экономического характера.

Лицензии выдавались МВЭС России, но необходимым условием их получения являлось наличие разрешения Министерства экономики России на ввоз спирта или водки после предоставления соответствующей организацией комплекта документов, подтверждающих ее добросовестность.

В то же время Законом РФ в 1998 г. был установлен лицензионный сбор за выдачу Генеральной лицензии на право закупки по импорту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в размере 15 тыс. минимальных зарплат (1,3 млн руб.). Положения Закона распространялись на закупку импортных ви-номатериалов и коньячных спиртов. Введенный порядок регулирования импорта оказал положительное влияние на увеличение их поставок в Россию.

В настоящее время в целях защиты отечественного производителя проводится большая работа по введению адзалоремных таможенных пошлин на поставляемую готовую винодельческую продукцию для всех государств, в том числе и стран СНГ: они составляют 25% таможенной стоимости объема импорта при безусловной льготной поставке виномагериалов и коньячных спиртов.

В 1995—1999 гг. основным таможенным режимом, используемым при импорте алкогольной продукции, являлся режим выпуска для свободного обращения, предполагающий уплату всех таможенных платежей.

В то же время в 1996 г. участники внешнеэкономической деятельности стали активно использовать такой таможенный режим, как “свободная таможенная зона”, предусматривающий освобождение импортеров от таможенных платежей. Под эти режимы помещались товары, ввозимые из стран вне СНГ без уплаты таможенных платежей.

Так, импорт алкогольной продукции, помещенной подрежим “магазин беспошлинной торговли” без уплаты таможенных платежей, в 1998 г. и 1999 г. в физических объемах составлял 13,4

млн л. Данный режим по своему назначению используется для дальнейшей реализации алкогольной продукции на территории России. Подрежим “свободная таможенная зона” было помещено соответственно 3,4 млн л. Однако виноградные вина подданный режим не помещались.