Импорт виноградных вин в Россию и его регулирование

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2. Импорт виноградных вин в Россию и его регулирование

Российский рынок виноградных вин на протяжении последних 10-12 лет  остается сильно зависимым от импорта. Для этого существует достаточно много серьезных причин. Поэтому реализация политики по импортозамещению путем прекращения или ограничения ввоза в страну вин и виноматериалов и организации их производства на месте потребует значительных усилий всех субъектов рынка виноградных вин в России.

Как известно, с 1998 г. по 1999 г. наблюдался спад в деловой ак тивности участников внешнеэкономической деятельности, что отразилось на объемах импорта алкоголя (табл. 10). В 1996-1997 гг. российский рынок алкоголя характеризовался насыщенностью торговли при преобладании в ней зарубежной продукции.

Определенное уменьшение ввоза вина в Россию произошло после финансового кризиса в 1998 г., но рынок по-прежнему нуждается в импорте качественных вин и виноматериалов.

После 1998 г. на рынке алкогольной продукции наблюдаются существенные изменения. До этого импорт в Россию алкогольных напитков в несколько раз превышал российский экспорт, создавая тем самым значительное отрицательное сальдо. Одновременно осуществлялся вывоз капитала из страны в условиях острой его нехватки.

Принятые государством меры по защите отечественных производителей и внутреннего рынка после августа 1998 г. существенно повлияли на снижение объемов и изменение структуры импорта алкогольной продукции. Это касалось всех ее видов. Но если импорт крепких спиртных напитков (спирт, водка) был до

2002 г. заблокирован высокими таможенными пошлинами, введением лицензирования на импорт, сокращением числа таможенных пунктов пропуска, то импорт вина с 1999 г. начал опять Расти. В 2001 г. импорт виноградных вин увеличился на 45% и составил 27,6 млн дкл; в структуре импортируемой винодельчески продукции России 49,7% приходилось на виноградные вина, 44,5%—на виноматериалы, 3,6% — на ароматизированные вина,

2,2% - на игристые вина. Сортимент виноградных вин и вино-материалов представлял производителей из 35 стран мира (приложение 3).

Финансовый кризис отразился на динамике импорта виноградных вин прежде всего из стран вне СНГ. Так, в 1997 г. было ввезено вина в количестве 5,5 млн дкл, а в 2000 г. его объемы составили всего 3,1 млн дкл, т.е. произошло уменьшение на 78%. Начиная с 2000 г. стоимость импорта виноградных вин из этих стран имела положительный рост.

Основными экспортерами виноградных вин в Россию из стран вне СНГ в 2000 г. являлись Франция, Венгрия, Германия. Румыния и Испания, на долю которых пришлось 73,9% ввоза. Французская продукция в объеме импорта лидирует среди виноградных вин из стран вне СНГ (в 2000 г. было ввезено 1.6 млн дал). Ежегодный прирост ввоза составляет 15—20%.

Импорт виноградных вин в РФ является основной статьей алкогольного импорта из стран СНГ. В 1999 г. 80% (75 млн л) импорта виноградных вин осуществлялось из стран СНГ. из них 73% из Молдавии. В 2000—2001 гг. доля вин Молдавии на рынке России несколько снизилась и составила 67%. В целом с 1998 г. по 2000 г. импорт виноградных вин в Россию из этих государств сократился на 17%.

Анализ стоимостной оценки импорта алкогольной продукции позволяет сделать вывод о значительном его сокращении в связи с дефолтом и изменением структуры в пользу стран СНГ. За период 1999-2000 гг. удельный вес с гран СНГ в импорте алкоголя в Россию составил 59.2%, что на 3% больше по сравнению со средним показателем за 1997—1998 гг. (приложение 4).

Уменьшение стоимостного объема импорта виноградных вин из стран СНГ и стран вне СНГ имело различную динамику. Если в целом импорт вина сократился за исследуемый период в 2,5 раза, го ввоз продукции из стран вне СНГ - в 2,7 раза, а из стран СНГ

- в 2.3 раза. Более медленные темпы сокращения импорта из стран СНГ определяются относительно низкими издержками на производство вина.

Одной из важных статей российского импорта является ввоз шампанских вин. За период с 1998 г. по 2001 г. наблюдались определенные колебания в его объемах (табл. 11). Если в 1998 г. в страну было импортировано 11,2 тыс. 9 Lc" , то в 1999 г. ввоз
шампанского составил только 10,9 тыс. 9 Lc. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличение объема импорта шампанского в Россию составило 1,8 раза.

 

В настоящее время в России представлены практически все известные Дома шампанских вин. Среди них Moet & Chandon (53,7%)', Veuve Clicquot (18,7%), Piper-Heidsieck (4,6 %), Laurent-Perrier (3,9%), Ruinart (2.8%) и другие. Продажи шампанского Moet & Chandon в РФ в 2001 г. представлены на рис. 2.