2. Импорт виноградных
вин в Россию и его регулирование
Шампанские вина импортируются в РФ преимущественно
российскими торговыми компаниями. В таблице 12 приведены данные об
объемах импорта шампанского в 2001 г. различными компаниями -
импортерами шампанских вин.
После финансового кризиса в России в 1998 г.
постепенно восстанавливается также импорт коньяка. Данные таблицы 11
показывают, что объем его импорта за 2001 г. составил примерно 116,1
тыс. 9Lc, что на 55% больше, чем в 2000 г. В период с 1996 г. по 1998 г.
ввоз коньяка был относительно стабилен и удерживался на уровне 1,5—1,6
млн дкл. Его потребление, в отличие от водки, находится в сильной
зависимости от доходов населения.
На российском рынке наиболее покупаемы следующие марки коньяка: Hennessy
(42,2%)', Mart ell (13,1%), Remv Martin (8,7%), Otard (6,4%), Camus
(3,3%) и другие. На их долю приходится около 75% коньяка, продающегося
на российском рынке. Большая его часть реализуется в Москве, где в 2001
г. было продано 23,0 тыс. 9Lc коньяка Hennessy.
Основными компаниями, импортировавшими коньяк в Россию в 2001 г. были “Уайтхолл”,
“Мастер Дистрибьюторе”, “Руст Инкорпорэйтед”, “Денвью Лимитед”, ТД
“Русьимпорт” и др. (табл. 13).
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений импорта в Россию
виноградных вин являются страны Латинской Америки, и особенно Чили.
Чилийские вина впервые были импортированы в РФ в 1995 г. компанией “Уайтхолл”.
До 1999 г. их продажи в России были незначительны. Так, в 1996 г. они
составили 4,7 тыс. 9Lc, в 1997 г. - 3,5 тыс. 9Lc и в 1998 г. - 4,9 тыс.
9Lc.
Причиной низкого спроса на чилийские вина являлась ориентация
потребителя, готового покупать вина данного ценового диапазона, на
продукцию более известных европейских, в первую очередь французских
производителей. В 1999 г. ситуация начала кардинально меняться. С одной
стороны, рынок стал более прагматичен. На первое место вышло соотношение
“цена реальное качество", а не “престижность” страны производства. Если
не анализировать ценовую линейку вин стоимостью свыше 100 долл. США за
бутылку, то можно отметить, что в диапазоне более низких цен чилийские
вина имеют серьезные конкурентные преимущества. Это связано с тем, что
затраты на производство вина в странах Латинской Америки ниже, чем в
европейских странах. Так, средняя заработная плата чилийских виноделов в
10 раз меньше, чем во Франции. Кроме того, в Чили гораздо больше
возможностей для расширения площадей виноградников.
В то же время, несмотря на большие расстояния перевозок, относительная
незагруженность грузопотока из Южной Америки в Россию приводит к
примерно равной стоимости транспортировки вина в РФ из Чили и
Центральной Европы. Поэтому вино сравнимого качества, импортированное из
Чили, приблизительно в два раза дешевле аналогов из Франции и в полтора
раза - из Италии и Испании.
Пик импорта в Россию вин из Чили пришелся на конец
2000 г. - начало 2001 г. (табл. 14). В 2001 г. объем импорта превысил
аналогичный показатель за 2000 г. в 2,7 раза. С 1999 г. потребление
чилийских вин в России возросло в 5,8 раз, а в стоимостном выражении
импорт вина из Чили увеличился с 500 тыс. долл. США в 1999 г. до 3,5
млн. долл. США в 2001 г.
В общем объеме импорта бутилированного вина в
Россию из стран вне СНГ в 2001 г. на чилийские вина пришлось около 6,0%,
что позволяет Чили занимать 5-е место среди импортеров после известных
европейских винодельческих стран Франции, Испании. Германии и Италии. В
будущем важным направлением развития внешнеторговых связей наряду с
поставкой в Россию бутилированного чилийского вина могут стать более
масштабные закупки виноматериалов из этой страны для их розлива в
России.
В 2001 г. в Россию импортировались известные марки чилийских вин. Это
прежде всего Конча у Торо, Санта Инес, Шато Jloc Болдос и др. На данные
марки вин в 2001 г. приходилось 60,0% или 53.1 тыс. 9Lc всего импорта
чилийских вин в Россию. В табл. 15 приведены данные об объемах импорта
чилийских вин в
2001 г. различными компаниями - импортерами.