производства высококачественных вин

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

1. Настоящее российского виноградарства и виноделия

 

Как показывает мировой опыт производства высококачественных вин, брэнды должны обладать минимум четырьмя качествами: быть не подверженными влиянию времени, вполне современны, должны быстро развиваться и приносить большую прибыль.

Конкуренция со стороны импортной алкогольной продукции заставила отечественные предприятия нести затраты на ‘раскручивание” брэндов, рекламу своей продукции, улучшение системы ее сбыта. Последние влияют на конечную цену продукции на внутреннем рынке, и, в то же время, заставляют винные компании повышать ее качество.

Брэнды находят свое отражение в известных и устоявшихся названиях вин. В 1999 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 4514 наименований винодельческой продукции, из которых 42% (1906) занимали вина виноградные; 39% (1744) - винные напитки; 7,5% (338) - вина плодовые; 2,5% (112) - напитки крепкие; 2,1% (97) - шампанские вина; 2,2% (98) - брэнди; 1,1% (5!) - вина игристые и 1,2% (53) - вина газированные. При этом, на сортовые вина приходилось всего 2,8% (125 наименований), в том числе 0,3% (15) - “Алиготе”; 0,6% (25) - “Каберне”; 0,4% (17)-“Рислинг”; 0,3% (13) - “Траминер”.

В 1999—2000 гг. ситуация в виноделии России стала меняться в связи с введением ГОСТа № Р-51157-98 “Вина виноградные, оригинальные и виноматериалы обработанные оригинальные”, который значительно расширил границы использования отечественных виноматериалов для приготовления винодельческой продукции и повлиявший на сокращение завоза импортной готовой продукции из-за роста курса доллара в 1998 г.

За 1999—2000 гг. приоритеты в производстве виноградного вина стали очевидными: сухие оригинальные вина были приравнены Госстандартом к натуральным. Эго в сильной степени повлияло на сортимент выпускаемой винодельческой продукции.

2000 г. на долю оригинальных вин приходилось 40%, а вместе с винными напитками они составляли 50% производимой винодельческой продукции в стране.

В то же время применение ГОСТа № Р-51157-98 имело и значительные негативные последствия, о чем будет сказано ниже. Развитис рынка виноградных вин в России большое влияние оказывает использование государством экономических инструментов регулирования. В 1991 г. вместо налога с оборота был введен акцизный налог. За 1997—2000 гг. он претерпел значительные изменения и по группировке, и по размеру. С каждым изменением Закона РФ “Об акцизном налоге” стоимость винодельческой продукции все больше уравнивалась со стоимостью ликероводочной продукции (в настоящее время они почти равны). Но в ближайшее время на структуру и доходность алкогольной продукции, производимой в РФ, повлияет принятие новых сгавок акцизного налога. С 1 января 2003 г. при общем росте акцизов на алкогольную продукцию, ставка акцизного налога на вина натуральные снизится на 43%, а на вина шампанские и игристые - на 1% (приложение 2).

Наряду с этим, с июня 2001 г. решением Правительства РФ после вступления в силу второй части Налогового кодекса была введена новая система акцизных складов для алкогольной продукции российского производства (в России в настоящее время насчитывается около 1600 акцизных складов). Это существенно поменяло структуру алкогольного рынка. В первую очередь, в розничной торговле резко изменилось соотношение импортных и российских вин. Из-за отсутствия готовых акцизных складов и новых региональных марок недорогие импортные вина (особенно молдавские) получили преимущество по сравнению с продукцией российских винных компаний. Импорт вина увеличился почти в два раза. За период с января по август 2001 г. его объемы составили около 17 млн дал (168,5 млн долл. США). При этом 12,7 млн дал вина импортировалось из стран СНГ (126 млн долл. США).

Одной из проблем российского рынка винной продукции является ее относительно низкое качество. Многие товары не соответствуют требованиям нормативной документации по этому признаку, безопасности применяемого сырья, санитарным нормам, медико-биологическим требованиям, некоторые из товаров представляют опасность для жизни и здоровья людей. По этим и другим причинам органы Госторгинспекции Минторга РФ каждый год забраковывают большое количество ликероводочных изделий (табл. 9).

По общей оценке, современный рынок алкогольной продукции в России характеризуется наличием благоприятной конъюнктуры и обладает высоким потенциалом роста. В настоящее время наиболее важными ограничивающими факторами производства являются ресурсы, рабочая сила, технологии, методы производства.