Мировой рынок продукции виноградарства и виноделия

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3. Мировой рынок продукции виноградарства и виноделия

Мировой рынок представляет систему устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда. Экономическая наука в рамках единого мирового рынка выделяет различные рынки: ссудных капиталов, золота, машин и оборудования, рабочей силы, сырья и топлива, технологий, продовольствия, услуг и др.

Одним из наиболее быстро развивающихся рынков в сфере продовольствия является мировой рынок виноградных вин и виноматериалов. Он объединяет все элементы рыночной системы, в том числе производственные, торговые, финансовые, таможенные. транспортные, страховые и другие структуры, а также включает нормативно-правовые документы, определяющие правила их взаимодействия.

Недавно винный рынок воспринимался как часть общего рынка всех алкогольных напитков, а международная торговля вином была функцией лишь некоторых крупных стран-экспортеров. Положение стало меняться с середины 90-х годов XX века, когда было признано в мире наличие относительно самостоятельного рынка виноградных вин. Его созданию и развитию способствовали многие факторы: информационная революция, объединившая многие страны мира; интенсификация посадок виноградников на юге Франции, во многих штатах США, в Австралии, Аргентине, Чили, ЮАР; проведение международных выставок, аукционов, презентаций и дегустаций вин; увеличение доходов граждан, позволяющее им тратить больше средств на высококачественные продукты питания, включая вина; повышение качества и увеличение выпуска вин высшего качества; доказательство положительного влияния умеренного потребления вин на здоровье людей и предотвращение многих заболеваний и др.

В то же время процесс формирования рынка вина сопровождался противоречиями:
- с одной стороны, площади виноградников во всем мире сократились на 10% и на столько же снизилось потребление вина;

- с другой стороны, глобальные изменения произошли в виноградарстве, винодельческом бизнесе, торговле винами и в отношении международного сообщества к потреблению вин, благодаря чему спрос на качественную винодельческую продукцию начал быстро расти.
 

К концу 90-х годов выпуск вин в мире стабилизировался на уровне 255—260 млн гл вина в год (табл. 17), а наиболее крупными производителями вина считались Франция (60 млн гл), Италия (58). Испания (33), США (21), Аргентина (16), Германия (12), ЮАР (8), Австралия (8,6), Чили (5), Румыния (6,5 млн гл). Самый большой объем мирового производства вина был отмечен в 1981-

1985 гг., когда в среднем за год он составлял 333,5 млн гл.

С 1999 г. выпуск вина в мире начал расти после мирового финансового кризиса в 1997—1998 гг. Производство вин в Африке в 1999 г. было больше, чем в 1997 и 1998 годах. В Америке выпустили вин на 8% больше уровня 1998 г.; в США производство было немного ниже рекордного 1997 г. В странах Океании (Австралия и Новая Зеландия) вина произвели на 40—60% больше уровня 1998 г., и, по прогнозам, его выпуск еще увеличится.

По-прежнему на страны классического виноделия — Францию, Италию и Испанию приходится 60% мирового рынка вина. В то же время производители вин из Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии уже завоевали 20% этого рынка. Секретом их успеха стали: агрессивная маркетинговая политика, улучшения в качестве вин, массовое его производство и низкие цены.

В мире наблюдается постепенный рост потребления вина (188,4 млн гл в 1999 г. по сравнению с 174,2 млн гл в 1994 г.), увеличение экспорта вин (на 25,4%) и их реализации. Самый большой рост числа потребителей вина и спиртных напитков отмечается в азиатских странах, среди которых выделяются Япония и Китай. В Северной Америке потребление вина увеличилось на 19,9%, в Северной Европе (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) на 20,4%. Это было вызвано повышенным спросом на вино среди женщин и зрелой молодежи.

В го же время на протяжении последних лет во многих странах ЕС отмечено значительное снижение уровня потребления вина на душу населения. В результате этого увеличиваются его товарные запасы. Согласно данным Международной организации виноградарства и виноделия (МОВВ) только во Франции, Италии и Испании они составили больше 50 млн гл (приложение 5), что вызвало в середине 90-х годов снижение цен на винодельческую продукцию во Франции на 15,4%, в Италии - на 30,0%, в Испании - на 35%, в Германии - на 18,7%, в Греции - на 17,1%.

Потребление вина в 2000 г. по сравнению с 1998 г. было выше на 1,8%, а больше всего на душу населения его потреблялось в Люксембурге (62,8 л), во Франции (58,7 л), в Италии (54,2 л), Португалии (49,9 л), Швейцарии (40,6 л).