в области импорта чилийских вин Россия

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2. Импорт виноградных вин в Россию и его регулирование

 

 

Таким образом, в настоящее время наблюдается устойчивый рост потребительского спроса на чилийские вина в РФ. Он отмечается во всех регионах страны. При этом доходы федерального бюджета от их импорта имеют тенденцию к быстрому росту.

В то же время, если в области импорта чилийских вин Россия серьезно отстает от других стран Европы, то в сфере ввоза аргентинских вин отставание страны пока невелико. Впервые аргентинские вина были импортированы в РФ в 1998—1999 гг. компаниями ПР “Русь”, ТД “Русьимнорт” и др. Объемы поставок были незначительны. В 2000 г. ввоз вина в Россию вырос за счет внешнеторговой деятельности компании “Уайтхолл” (табл. 16).
 

16. Импорт аргентинских вин основными импортерами РФ в 2001 г.

№п.п.

Фирма

Объем поставки, 9Lc

Доля в импорте, %

1.

Уайтхолл

34419

74,5

2.

ТД “Русьимпорт”

4636

10.0

3.

Вагр

2738

5,9

4.

Росагроимпорт

2215

4.8

 

 

Объем импорта аргентинских вин за 2001 г. превысил более чем в 6 раз аналогичный показатель за 2000 г. Быстрое увеличение ввоза объясняется теми же причинами, что типичны для вин Чили. Кроме того, положительную роль для роста импорта виноградных вин сыграло введение в РФ со второго квартала 2000 г. адвалоремных (адвалорных) пошлин.

Относительно недавно Российская Федерация начала импортировать виноградные вина из США, За это время ввоз вин возрос больше чем в 3 раза (с 19,9 тыс. 9Lc в 1999 г. до 66,4 тыс. 9Lc в 2001 г.), что говорит о благоприятных перспективах потребления американских вин на российском рынке.

Российский рынок портвейнов (порто) по соотношению спроса и предложения является одним из самых стабильных и динамично развивающихся, хотя и составляет, по оценкам экспертов, около 5 - 7% всего винного импорта в РФ. В 2001 г. по сравнению с 1999 г. объем потребления портвейна увеличился на 70%. В 2000 г. в РФ было импортировано 2,9 тыс. 9Lc, а в 2001 г. - 5,5 тыс. 9Lc'. Формирование рынка порто большинству его участников видится благоприятным. Наряду с уже существующими на российском рынке марками в 2002 г. появились новые качественные брэнды, такие как Dow и Warre, ввезенные компанией "ВХ Импорт Кампани”, и Ferreira, ввезенный компаний “Вагр". Это подтверждает вывод, что в России портвейн имеет хорошие шансы на коммерческий успех.

Анализ рынка виноградных вин в России за 2001 г. показывает. что крупнейшим импортером вина из стран вне СНГ является компания “Русьимпорт”, контролирующая 30%объема поставок. На втором месте по объему импорта находится компания “Уайтхолл” (около 20% поставок) и третью позицию по объемам импорта занимает компания Виллиам Питтерс (William Pitters), обеспечивающая 10% импорта вина в Россию.

В то же время компания “Уайтхолл” занимает лидирующее положение в РФ среди импортеров на рынке шампанского, коньяка, аргентинских, чилийских и американских вин.

За период 1999-2000 гг. в России возросли продажи виноград-ных вин из Грузии и Молдавии. Общий прирост продаж составил от 30% до 50%. Это происходит благодаря “второму рождению” известных брэндов вин “Хванчкара”, “Киндзмараули”, “Алазанская долина”, “Пино", “Каберне” и др. По ряду причин, среди которых вырубка виноградников, неконтролируемое развитие алкогольного рынка в России в период реформ и др., на российский рынок пришли вина довольно низкого качества. Теперь грузинские и молдавские виноделы совместно с российскими виноторговыми компаниями пытаются изменить сложившуюся ситуацию и возродить производство качественных вин.

В целом, оценка сложившейся в последние годы ситуации с импортом алкогольной продукции позволяет сделать следующие выводы:

- принятые Правительством РФ меры по государственному регулированию импорта алкогольной продукции способствовали изменению его структуры;

- в результате финансового кризиса резко сократились объемы импорта в Россию алкогольной продукции и, в первую очередь, из стран вне СНГ;

- основу российского импорта алкогольной продукции составляют те товары, которые в России не производятся или производятся в недостаточном количестве.
К сожалению, действующий механизм государственного регулирования производства и реализации алкогольной продукции не обеспечивает должной стабильности внутреннего рынка, защиту интересов отечественных производителей и потребителей. Удельный вес импортной алкогольной продукции в 1995-2000 гг. составил 40—50% от объема ее продаж на внутреннем рынке

Государство оказывает влияние на товаропроизводителей и участников рынка алкогольной продукции прежде всего административными мерами, а затем — мерами экономической политики. В то же время, реализация политики жесткого ограничения импорта товаров, кроме негативных последствий для производства и покрытия потребительского спроса, может также иметь нежелательные последствия для выполнения заданий по сбору таможенных платежей в бюджет страны.

Вопросы, связанные с регулированием импорта алкогольной продукции и решением проблем укрепления здоровья населения, обеспечения прав потребителей на качественную продукцию и привлечение дополнительных доходов в бюджеты всех уровней нашли отражение в Указе Президента РФ от 6 октября 1998 г. *06 усилении регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”.

В России на устойчивость функционирования отраслей виноградарства и виноделия большое влияние оказывает государственная таможенная и налоговая политика, которая, с одной стороны, призвана защищать отечественных производителей от значительных поставок аналогичных импортных продуктов путем введения повышенных пошлин и акцизов, а с другой — способствовать ввозу в страну недостающих товаров, прежде всего сырья для отечественных заводов, за счет установления льгот по платежам.

При всем многообразии инструментов регулирования современной международной торговли продовольственными товарами, их можно рассматривать как единую сложную систему, где одни инструменты дополняют другие и в совокупности создают относительно благоприятные условия для деятельности непосредственных участников торговли при разных национальных издержках производства и нестабильности мировых товарных рынков.

Инструменты государственного регулирования импорта по своему характеру делятся на: тарифные методы (в том числе, таможенные пошлины, тарифные квоты), основанные на использовании таможенного тарифа; и нетарифные, к которым относятся все прочие метода. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Они включают в себя: квотирование, лицензирование, государственные закупки, требования о содержании местных компонентов.