страны-производители вин

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3. Мировой рынок продукции виноградарства и виноделия

 

 

Многие страны-производители вин одновременно являются их экспортерами и импортерами. В настоящее время экспорт вин составляет 25%, а импорт - 22% общего объема их выпуска. При существующих темпах роста экспорта и импорта международная торговля винами может занять 50% объема их производства и в нее будет вовлечено большинство стран мира.

Например, Франция закупает дешевые виноматериалы в других странах для купажирования со своими виноматериалами. Вместе с тем спрос населения заставляет импортировать вина и в бутылках из различных регионов мира. Это связно с тем, что многие потребители знакомы с качеством вин различных винарен и их спецификой по годам урожая винограда.

Из европейских стран больше всего вина экспортировали Италия (18,3 млн гл), Франция (15,9 млн гл), Испания (8,3 млн гл), Германия (2,1 млн гл) и Португалия (1.9 млн гл). За последние годы среди стран - экспортеров вина в европейские и азиатские страны, в т.ч. в Россию, значительно возросло значение США (Калифорния), латиноамериканских стран (Аргентина, Чили). Австралии и ЮАР.

В Америке основными экспортерами остаются США (2,8 млн гл), Чили (2,3 млн гл) и Аргентина (0,9 млн гл); в Африке - ЮАР (1,3 млн гл). Австралия и Новая Зеландия вывозят свыше 2,5 млн гл вина.

В то же время в мире последние 15—20 лет наблюдался кризис виноградарства. Он выразился в сокращении площадей под виноградом с 10,2 млн га в 1980 г. до 7,8 млн га в 1999 г. (табл. 18). Но за 1996—2000 гг. площадь виноградников в мире опять увеличилась на 8,1%. Наибольший прирост посадок (21 тыс. га) пришелся на страны Америки — США и Чили. В ведущих виноградно-винодельческих странах наблюдалось сокращение площадей виноградников: в Испании - на 18,8% и в Италии - на 11,5%.

Для многих стран с развитым виноградарством характерна обгцая тенденция сокращения насаждений и снижения валовых сборов. По данным МОВВ, в странах Европы площади виноградников за 1988—1998 гг. сократились на 815 тыс. га и составили 5209 тыс. га, а валовые сборы уменьшились с 39,2 до 33,8 млн т. Доля России в валовом производстве винограда составила около 1%.

В Европе после продолжительного снижения (с конца 70-х годов) площади под виноградом стабилизировались на уровне

5,0 млн га; в странах ЕС отмечено незначительное увеличение площадей посадок (с 3,5 млн га в 1998 г. до 3,6 млн га в 1999 г.).
После падения мировое производство винограда в 1991 1995 гг. возросло к 1999 г. в среднем на 10,7%: в Африке-на 26%, Америке - на 7,9%, Азии - на 21,2%, Европе - на 5,9%, Океании -на 45,9% (приложение 6). В Азии объем производства столово! о винограда составил около 50% от мирового, в Европе - 23%, Америке - 14% и в Африке - 12%. В 1999 г. больше всего свежего

винограда потребляли в Китае (19,5 млн ц по сравнению с 6,6 млн ц в 1992 г.). Турции (14,3 млн ц), США (7,9 млн ц), Италии (7,2 млн ц), Бразилии (3,5 млн ц).

Главными импортерами винограда являются США (3,8 млн ц), Германия (3,5 млн ц), Франция, Великобритания и Нидерланды (от 1,3 до 1,6 млн ц). В число основных экспортеров входят Италия (5,5 млн ц). Чили (4,8 млн ц) и США (2,8 млн ц).

Одним из крупнейших производителей виноградного вина в мире является Франция. Площадь виноградников в стране составляет около 900 тыс. га. Из полученного винограда производится несколько десятков тысяч марок вин.

В последние годы у винной индустрии страны возникли серьезные проблемы, которые можно разрешить, если правительствами Франции и ЕС будут приняты определенные экономические и политические меры. Проблемы связаны со снижением экспортных возможностей страны. Если в 1999 г. из страны было экспортировано на 79 млн бутылок вина меньше, чем в 1998 г., то в 2000 г. экспорт вина сократился еще на 93 млн бутылок по сравнению с 1999 г. Продажа только бургундских вин уменьшилась в 2000 г. на 30% и божоле - на 17%.

По данным Национальной организации вина Франции (ON1VINS), экспорт французских белых вин сократился в 2000 г. более чем на 15%, красных - на 2,3%. Спад происходит несмотря на то, что за последние пять лет потребление качественного вина в мире возросло на 9,1%, достигнув в 2000 г. уровня 190 млн. гл в год.

Одной из главных причин кризиса французского виноделия является отсутствие существенных изменений в маркетинговой политике, которая не учитывает ужесточения законов конкуренции. В маркетинге больший упор следует делать на брэндинг и рекламу. Основными конкурентами для французских виноделов в Европе являются итальянские и испанские винарни.

В рамках общей аграрной политики ЕС, с целью ликвидации перепроизводства виноградных вин в странах Европейского Союза и стабилизации цен, часть его перегнали на спирт (36,3 млн гл), в том числе 35,7 млн гл было переработано во Франции, Италии и Испании. За счет этого с 1998-1999 гг. цены на красные вина начали постепенно повышаться, а на белые вина остаются достаточно стабильными.