алкогольной продукции ввозилось в Россию

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2. Импорт виноградных вин в Россию и его регулирование

 

Таким образом, только в 1998 г. и в 1999 г. 16,8 млн л алкогольной продукции ввозилось в Россию с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. При этом ввозились те товары, по которым совокупная ставка платежей (акциз, импортная пошлина, НДС, сборы) в бюджет является максимальной.

Одним из важных факторов, повлиявшим на рост потребления вина из стран Нового Света (в т.ч. Чили и Аргентина) в России в 1999— 2001 гг., была отмена специфических таможенных пошлин на импорт вина, действовавших с 1994 г. и базирующихся на фиксированных ставках на литр чистого а.)гкоголя. Таким образом, при их применении ставка пошлины, уплачиваемой при импорте бутылки вина таможенной стоимостью два, двадцать или двести долларов, была одинакова. Очевидно, что ценовые преимущества более дешевых вин Нового Света таким образом нивелировались.

Отказ от специфических пошлин в пользу адвалоремных, г.е. исчисляемых в процентах от таможенной стоимости, является одним из условий вступления России в ВТО. Это условие было зафиксировано в международных нормативных документах еще в 1997 г. Однако постановление Правительства РФ от 09.12.99 г. № 1365 натолкнулось на серьезное сопротивление, в том числе со стороны так называемого Европейского Делового Клуба в РФ, объединяющего представителей иностранных компаний из стран
- членов ВТО.

Таким образом, традиционная для ВТО дискуссия о принципах таможенного тарифа, в которой европейские производители с их более высокой себестоимостью продукции традиционно отстаивают фиксированные ставки пошлин, тогда как США и другие страны Нового Света последовательно выступают за адвалоремные пошлины, была перенесена на российскую территорию. Комиссия Правительства РФ по мерам тарифного регулирования во внешней торговле не уступила давлению.

Определенную роль в принятии положительного решения о введении адвалоремных пошлин сыграл Комитет импортеров неевропейских вин, который сумел организовать выработку единой линии на поддержку решения Правительства РФ как со стороны собственно импортеров, так и торговых миссий Посольств Австралии, Аргентины, США, Чили и ряда других неевропейских стран. Постановление Правительства РФ не было отменено, и адвалоремные пошлины вступили в силу со второго квартала

2000 г.

Восстановление российского виноградарства и виноделия в современных условиях непосредственно связано с таможенной политикой страны. При значительной зависимости рынка виноградных вин от импорта виноматериалов и бутилированного вина следует достаточно полно просчитывать все последствия, которые могут возникнуть из-за неправильного применения механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Проблема состоит в том, что ввоз в страну большого количества виноматериалов (различного качества) с целью его розлива на винодельческих заводах в России, приводит к более полной загрузке имеющихся производственных мощностей, создает дополнительные рабочие места, увеличивает налоговые поступления в бюджет, обеспечивает наполняемость рынка продукцией. С другой стороны, импорт относительно дешевых виноматериалов главным образом из стран СНГ. не создает стимулов для восстановления сырьевой базы винодельческой промышленности в стране. Поэтому при помощи ставок таможенных пошлин можно влиять на структуру импорта бутилированного вина и виноматериалов.

В 2001 г. размер ввозной таможенной пошлины на вина в бутылках и на виноматериалы, доставляемые наливом в цистернах, был равен 25%. В настоящее время большинство специалистов в области виноградарства и виноделия высказывают идею снижения ставки ввозной таможенной пошлины на виноматериалы до минимума [37,46.74]. Но эта мера может быть оправдана лишь в том случае, если часть поступлений от таможенных и налоговых сборов при ввозе импортной продукции, а также от реализованной готовой алкогольной продукции будет по целевому назначению в виде капиталовложений направляться на реконструкцию и развитие виноградарства в России. В противном случае ставки таможенных пошлин должны быть достаточно высокими для сдерживания импорта виноматериалов в Россию.

Кроме того, целесообразно ввести льготный режим налогообложения на импортируемую продукцию, в том числе снять часть акцизного налога с винодельческой продукции и пере-нести его на водочную по примеру развитых винодельческих стран мира и ЕС. В международной практике акцизный сбор на вино составляет не более 1—3% его стоимости и взимается в целях контроля за качеством продукции. В России он достигает 20—50%.