восстановление и реконструкцию виноградников

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2. Импорт виноградных вин в Россию и его регулирование

 

 

При общем положительном решении вопроса об увеличении инвестирования в восстановление и реконструкцию виноградников в стране в основных зонах их размещения, есть смысл освободить покупателей импортного сырья от уплаты НДС при его провозе через таможенную территорию страны, перенеся их на готовую продукцию. Действующие в настоящее время пошлины и сборы, уплата НДС на таможне повышают стоимость виноматериалов более чем на 60%, а коньячных спиртов - до 100% их таможенной стоимости.

Наиболее оптимальным с точки зрения решения задач либерализации внешней торговли с одновременной поддержкой отечественных производителей винограда и вина является использование механизма тарифных квот. Этот инструмент регулирования импорта хорошо зарекомендовал себя в международной торговле стран членов ВТО в период после Уругвайского раунда Тарифная квота в ряде классификаций относится к тарифным ограничителям импорта, хотя входит в группу количественных регуляторов внешней торговли. Она позволяет гибко регулировать импортные поступления продукции, решая задачу сбалансированного обеспечения населения и отечественной промышленности в импортной продукции и защиты национального производства.

Механизм тарифного квотирования можно применять в качестве квоты, тарифа или двухуровнего тарифа. Это позволяет устанавливать для импорта виноматериалов определенный объем завоза в Россию продукции с разбивкой его по кварталам года. Данный объем будет облагаться внугриквотным тарифом на минимальном уровне (например, 5%). Все виноматериалы, которые импортируются в Россию сверх квоты, должны облагаться внеквотным тарифом (например, 50%). Такая мера не запрещает завоз в Россию виноматериалов сверх квоты, т.е. она не является мерой жесткого администрирования во внешнеэкономической деятельности, но значительно снижает мотивацию к увеличению импорта сверх квоты. По мере необходимости размер квоты может быть уменьшен.
 

Использование инструмента тарифной квоты уже было опробовано в России в 2001 г. на рынке сахара. Оно дало удовлетворительные результаты и позволило решить ряд из поставленных задач. В настоящее время рассматривается проект изменений в Налоговый кодекс РФ по введению квотирования импорта сельскохозяйственной продукции из любой страны мира.

Важность совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов рынка находит свое отражение в правовых документах. В частности, Правительство РФ одобрило “Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001—2010 годы” [20 ]. В этом документе сформулированы основные принципы и задачи внешнеторгового регулирования на перспективу. Они состоят в следующем:

- эффективная интеграция в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя;

- принятие ограниченных протекционистских мер временного характера для защиты интересов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны;

- использование гибких импортных тарифов;

- стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции в условиях стабильности ее внутреннего рынка;

- совершенствование системы таможенного контроля;

- создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации агропродовольственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества;

- максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка.

Следует отметить, что предстоящее присоединение России к ВТО требует гармонизации национального законодательства с международным законодательством аналогичного назначения (в том числе в области стандартизации). В перспективе Россия в сфере импорта виноградных вин должна делать ставку на ввоз качественной продукции зарубежных производителей. И, наоборот, в условиях высокой насыщенности мирового рынка продуктами питания и острой конкуренции (прежде всего, в развитых странах мира), Россия сможет экспортировать только высококачественные виноградные вина, соответствующие мировым стандартам и с сертифицированной технологией производства. А это требует совершенствования нормативно-правовой базы деятельности отраслей с учетом международных требований.