2. Импорт виноградных
вин в Россию и его регулирование
При общем положительном решении вопроса об
увеличении инвестирования в восстановление и реконструкцию виноградников
в стране в основных зонах их размещения, есть смысл освободить
покупателей импортного сырья от уплаты НДС при его провозе через
таможенную территорию страны, перенеся их на готовую продукцию.
Действующие в настоящее время пошлины и сборы, уплата НДС на таможне
повышают стоимость виноматериалов более чем на 60%, а коньячных спиртов
- до 100% их таможенной стоимости.
Наиболее оптимальным с точки зрения решения задач либерализации внешней
торговли с одновременной поддержкой отечественных производителей
винограда и вина является использование механизма тарифных квот. Этот
инструмент регулирования импорта хорошо зарекомендовал себя в
международной торговле стран членов ВТО в период после Уругвайского
раунда Тарифная квота в ряде классификаций относится к тарифным
ограничителям импорта, хотя входит в группу количественных регуляторов
внешней торговли. Она позволяет гибко регулировать импортные поступления
продукции, решая задачу сбалансированного обеспечения населения и
отечественной промышленности в импортной продукции и защиты
национального производства.
Механизм тарифного квотирования можно применять в качестве квоты, тарифа
или двухуровнего тарифа. Это позволяет устанавливать для импорта
виноматериалов определенный объем завоза в Россию продукции с разбивкой
его по кварталам года. Данный объем будет облагаться внугриквотным
тарифом на минимальном уровне (например, 5%). Все виноматериалы, которые
импортируются в Россию сверх квоты, должны облагаться внеквотным тарифом
(например, 50%). Такая мера не запрещает завоз в Россию виноматериалов
сверх квоты, т.е. она не является мерой жесткого администрирования во
внешнеэкономической деятельности, но значительно снижает мотивацию к
увеличению импорта сверх квоты. По мере необходимости размер квоты может
быть уменьшен.
Использование инструмента тарифной квоты уже было
опробовано в России в 2001 г. на рынке сахара. Оно дало
удовлетворительные результаты и позволило решить ряд из поставленных
задач. В настоящее время рассматривается проект изменений в Налоговый
кодекс РФ по введению квотирования импорта сельскохозяйственной
продукции из любой страны мира.
Важность совершенствования государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности субъектов рынка находит свое отражение
в правовых документах. В частности, Правительство РФ одобрило “Основные
направления агропродовольственной политики Правительства Российской
Федерации на 2001—2010 годы” [20 ]. В этом документе сформулированы
основные принципы и задачи внешнеторгового регулирования на перспективу.
Они состоят в следующем:
- эффективная интеграция в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО
на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя;
- принятие ограниченных протекционистских мер временного характера для
защиты интересов отечественных производителей сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, производство которых может полностью
обеспечивать потребности страны;
- использование гибких импортных тарифов;
- стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции в
условиях стабильности ее внутреннего рынка;
- совершенствование системы таможенного контроля;
- создание максимально приближенной к международным стандартам системы
сертификации и аттестации агропродовольственной продукции с выдачей
признаваемых за рубежом сертификатов качества;
- максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с
учетом создания общего аграрного рынка.
Следует отметить, что предстоящее присоединение России к ВТО требует
гармонизации национального законодательства с международным
законодательством аналогичного назначения (в том числе в области
стандартизации). В перспективе Россия в сфере импорта виноградных вин
должна делать ставку на ввоз качественной продукции зарубежных
производителей. И, наоборот, в условиях высокой насыщенности мирового
рынка продуктами питания и острой конкуренции (прежде всего, в развитых
странах мира), Россия сможет экспортировать только высококачественные
виноградные вина, соответствующие мировым стандартам и с
сертифицированной технологией производства. А это требует
совершенствования нормативно-правовой базы деятельности отраслей с
учетом международных требований.