емкость российского алкогольного рынка

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

1. Настоящее российского виноградарства и виноделия

 

 

За 2001 г. емкость российского алкогольного рынка увеличилась в среднем на треть, причем в некоторых секторах этот показатель был еще выше. В то время как водочный рынок России остается стабильным (годовое потребление составляет 215 млн дал), потребление вина ежегодно возрастает на 20-30%. Емкость этого рынка оценивается в 250 млн долл. США. По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в 2001 г. в России было выпито 52 млн дал вина. При этом заметно снизилось потребление дешевых вин с добавлением спирта, ароматизаторов и красителей, относящихся к ценовой группе до 60 руб. за бутылку в рознице.

Однако не во всех сегментах рынка показатели растут быстро. Если производство виноградных и плодово-ягодных вин за

2001 г .выросло на 12,1% и 27,7% соответственно, то в ликероводочной отрасли отмечен прирост всего на 7,2%. Это означает, что в настоящее время просматривается тенденция к сокращению потребления водки (особенно дешевой, низкокачественной, не имеющей торговой марки).

 

В 2002 г. происходили дальнейшие структурные изменения на рынке алкогольной продукции. Доля водки продолжала постепенно сокращаться в основном за счет уменьшения потребления дешевой продукции, не имеющей собственных марок. Эта тенденция прослеживается и в винном секторе рынка. Хотя в нем существенный рост продаж элитных напитков по-прежнему сдерживается высокими ценами.

В винном секторе важную роль играет соотношение “цена-качество”. В настоящее время быстрее всего растут продажи вин средней ценовой группы. Ниши продукции с высокими и низкими ценами остаются стабильными. Можно предположить, что в будущем интерес к элитным винам повысится, поскольку в настоящее время гастрономические вкусы граждан России еще не сформировались и культура потребления вина остается на довольно низком уровне.

Импорт же вин будет увеличиваться, так как собственного сырья в России не хватает. Кроме того, компании постепенно отказываются от практики розлива вин, например, в Москве. Основные операторы винного рынка стремятся производить продукцию по месту произрастания винограда и переработки сырья, главным образом, в Молдавии и Грузии.

Импорт из этих стран в настоящее время составляет соответственно 30% и 12% от общего объема импорта вин. Продукция из Молдавии и Грузии “закрывает” среднюю ценовую нишу, которая считается сегодня наиболее перспективной. На это указывают также покупательские предпочтения. Большинство потребителей виноградных вин отдают предпочтение молдавским и грузинским винам. Спрос на краснодарские вина остается относительно стабильным и составляет примерно 10%. Болгарские и венгерские виноградные вина за период реформ заметно утратили свою привлекательность для российских покупателей. Их доля среди покупательских предпочтений постепенно снижается.

Элитных вин из Западной Европы тоже становится больше, но по сравнению с импортом из стран СНГ их прирост выглядит незначительно. В 2002 г. импорт вин средней ценовой группы из этих стран может вырасти на 10—12%, элитных - примерно на 5%. Хотя только 3,4% покупателей отдают предпочтение французским винам, 1,5—2,0% — итальянским винам, 1,1 —1,3% — испанским и меньше 1% — немецким.

Алкогольная же продукция, которая имеет индивидуальные географические особенности, ввозится и будет ввозиться в страну. Это экономически оправдано. Объемы импорта по указанной  позиции растут. Но данные напитки не могут составить конкуренции российским заводам, поскольку они в России не производятся.