перспективы развития отрасли виноделия

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1. Настоящее российского виноградарства и виноделия

 

Такое размещение ведет к определенным трудностям, которые усугубляются в новых условиях хозяйствования. Производящие сырье районы стремятся использовать его на месте и увеличивать выпуск готовой винодельческой продукции. Кроме того, отправка сырья винзаводам, расположенным в Сибири, на Урале и т.д., повышает расходы на транспортировку и приводит к тому, что продукция становится относительно дорогой, а производство — низкорентабельным.

Поэтому, исходя из перспективы развития отрасли виноделия, предприятия по производству алкогольной продукции можно разделить на четыре группы:

1. Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых может обеспечить относительно нормальное хозяйствование (примерно 10% от общего числа предприятий отрасли);

2. Предприятия, финансовая устойчивость которых может быть обеспечена за счет заметного снижения издержек производства, адаптации к условиям рынка, существенного улучшения и совершенствования системы управления (более 65% предприятий отрасли).

3. Предприятия, имеющие большое значение в экономике региона. Это винзаводы, размещенные в районах интенсивного виноделия в Дагестане, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях.

4. Предприятия, имеющие высокий производственный, но низкий рыночный потенциал. Они обычно размещены в местах, где нет сырьевой базы (на Дальнем Востоке, в Сибири, северных областях страны). Для них становится важным вопрос о переориентации производственного процесса на использование новых технолог ий (например, завоз виноградных соков вместо продукции первичного виноделия) [3].

Наряду с указанными проблемами, в настоящее время в отрасли накопились и другие вопросы. Наиболее серьезными из них являются: отставание в техническом перевооружении предприятий; отсутствие у предприятий собственных оборотных средств тля закупки необходимых сырьевых и материальных ресурсов; слабая материально-техническая база (износ оборудования в промышленности составляет более 60%); нехватка средств для финансирования капиталовложений в алкогольную промышленность.

Для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках предприятиям отрасли требуется современное технологическое оборудование по производству и розливу алкогольной продукции. Необходимость модернизации отрасли предусмотрена в Указе Президента РФ от 6 октября 1998 г. №1199 и Постановлении Правительства РФ от 6 октября

1998 г. №1159 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”.

Одними из главных факторов роста эффективности производства в виноделии являются его интенсификация, правильное и рациональное использование виноматериалов для получения высококачественных виноградных вин на основе прогрессивных технологий, сокращение затрат труда и снижение себестоимости продукции. Это требует совершенствования технической и сырьевой базы винодельческой промышленности и поиска путей накопления капитала и инвестиций. В настоящее время данная проблема решается, в том числе, путем привлечения интереса к данной отрасли со стороны частного капитала.

Кроме того, важной причиной, тормозящей развитие виноградарства и виноделия в России, является отсутствие единой политики в виноградно-винодельческом подкомплексе, организационная разобщенность, отсутствие объединенной системы управления и координации отраслями на федеральном и региональном уровнях.

 

В самом массовом сегменте рынка винной продукции, составляющем в настоящее время около трех четвертей, главным критерием является цена. В этом сегменте российский потребитель ориентируется не на торговую марку, а преимущественно на цену. Поэтому дополнительные затраты на продвижение российской марки будут увеличивать конечную цену продукта.

В среднем сегменте (цена - 60—100 руб. за 1 бутылку) российский потребитель ориентируется на известного ему производителя (обычно завод-изготовитель). Эти названия практически заменяют собой торговые марки.

Грамотный брэндинг во всех сегментах рынка позволит оградить российских потребителей от многих псевдомарок, продукции теневого сектора и выделить несколько десятков общенациональных брэндов. Они должны сформировать общий стандарт потребления. Благодаря им будет происходить концентрация конкурентоспособного производства.

Начавшийся процесс брэндообразования может позитивно повлиять на упорядочение рынка алкогольной продукции, что позволит: сократить количество предприятий теневого сектора; уменьшить риск потребления некачественной продукции; сократить полулегальное производство алкогольной продукции, способной конкурировать только по цене; упорядочить и дифференцировать сегменты рынка алкогольной продукции; усилить ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Однако процессу брэндообразования российских торговых марок алкогольной продукции до последнего времени мешал фактор влияния региональных барьеров, т.е. использование местными администрациями системы запретов на проникновение на рынок алкогольной продукции с помощью введения дополнительной идентификации, дополнительных взносов и т.д. Это давало определенные преимущества небольшим и полулегальным производствам, способным конкурировать с популярными марками по цене.

Расширение брэндинга на отечественном рынке может быть одной из действенных мер по регулированию рынка алкогольной продукции и вытеснению идентичных товаров зарубежного производства. Вследствие этого, на российский рынок будет поступать только такая импортная алкогольная продукция, производство которой в России не является традиционным или она отсутствует (виски, джины, особые вина и т.д.).