об аттестации вин

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1. Настоящее российского виноградарства и виноделия

 

Теоретически с получением свидетельства об аттестации вин, указанные фирмы смогут выпускать их в объеме от 10 до 50 тыс. дал в год каждого наименования. Установление предельных объемов производства вин с наименованием по происхождению и контролируемых наименований по происхождению позволит за счет соотношения спроса и предложения формировать рынок отечественных высококачественных виноградных вин. Цены на них будут достаточно высокими.

Следует отметить отсутствие системного подхода к данному вопросу. Очевидно, что в настоящее время часто смешивают понятия “контроль наименования по происхождению'’ и “товарный знак”.

Одновременно должна вестись работа в направлении введения правовой охраны вин контролируемых наименований и мест их производства. Это требует создания юридической основы для защиты прав производителя подобных вин. Это заинтересует производителя в обеспечении высокого качества продукции, обусловленного охраняемым наименованием местности, в которой возделывается виноград и изготавливается вино. Юридическая поддержка поможет бороться с фальсификацией вин и недобросовестной конкуренцией на винном рынке более эффективной.

С точки зрения положений международного права по признанию наименований географических мест происхождения товара в России остаются еще не решенные вопросы по использованию таких названий как “коньяк” и “шампанское”. При этом следует оговориться, что данная проблема существует также в ряде других стран, в том числе в США:.

Согласно мировым нормам права, коньяк - это напиток, произведенный из коньячных спиртов на юге Франции, в одноименной провинции Коньяк. Если напиток произведен только из коньячных спиртов в любом другом географическом регионе мира, то он называется “брэнди”. В России же есть собственный стандарт на производство брэнди, в соответствии с которым брэнди

- это крепкий алкогольный напиток, который производится из купажа коньячных и питьевых спиртов. Поэтому следует признать, что крепкий алкогольный напиток, производимый в РФ под названием “коньяк”, по международному праву должен называться “брэнди”.
 

 

В настоящее время в России действует Федеральный закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”'. В нем определение наименования места происхождения идентично принятому на международном уровне. Таким образом, оно законодательно защищено. Однако в отличие от стран ЕС, в России не организована административная система процедур по признанию, контролю и защите продукции с наименованием по происхождению.

Одной из основных причин сложного положения в виноградарстве России является практически полное прекращение финансирования работ по закладке виноградников. Лишь в последние годы удалось частично решить проблему выделения средств на развитие отрасли. Основным источником финансирования закладки виноградников служат отчисления от взимания акцизов на вино виноградное, шампанских вин и брэнди в размере 50% от их объема. Это право закреплено в Законе РФ “О федеральном бюджете Российской Федерации’’. В 1999 г. виноградарские хозяйства страны получили около 200 млн руб. на закладку и уход за молодыми насаждениями. Кроме того, МСХ РФ выделяет на эти цели средства в пределах лимита по статье “Земельные ресурсы”. В 2001 г. на нужды развития виноградарства по данной статье было выделено 49,3 млн руб. С 2002 г. государственная поддержка виноградарства будет осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета, а порядок их предоставления определен в апреле 2001 г. постановлением № 272 Правительства РФ в объеме 60 млн руб.

Это привело к некоторому росту объемов закладки новых насаждений: в 2000 г. было заложено 3,0 тыс. га виноградников по сравнению с 1,8 тыс. га в 1998 г.. в том числе в Краснодарском крае было заложено соответственно 1,1 тыс. га и 1,7 тыс. га.

Следует отметить, что возможности привлечения финансовых средств для развития виноградарства и виноделия, поступающих от акцизов на винодельческую продукцию, используются недостаточно. За 2000-2001 гг. акцизы от продажи вина, полностью идущие в бюджеты регионов, увеличились в 1.4 раза. Л использование указанного источника для развития отрасли виноградарства в субъектах Федерации в 2001 г. по сравнению с 2000 г. снизилось со 167 млн руб. до 145 млн руб. Хотя потенциально  для нужд развития виноградаства необходимо было привлечь в 2001 г. 400—500 млн руб. (табл. 8).

 

 

8. Акцизы на винодельческую продукцию, поступившие в бюджеты субъектов РФ, млн руб.

Регион Северною Кавказа

2000 г.

2001 г.

2001 г. в % к 2000 г.

Краснодарский край

154,9

205,6

133

Ставропольский край

42,9

81,4

190

Ростовская область

41,5

68,3

165

Дагестан

224,6

189,6

84

Кабардино-Балкария

154,9

373,7

241

Северная Осетия-Алания

114,0

210,0

184

Адыгея

98,1

91,7

93

Всего:

853,5

1220.3

143