1. Настоящее российского
виноградарства и виноделия
Теоретически с получением свидетельства об
аттестации вин, указанные фирмы смогут выпускать их в объеме от 10 до 50
тыс. дал в год каждого наименования. Установление предельных объемов
производства вин с наименованием по происхождению и контролируемых
наименований по происхождению позволит за счет соотношения спроса и
предложения формировать рынок отечественных высококачественных
виноградных вин. Цены на них будут достаточно высокими.
Следует отметить отсутствие системного подхода к данному вопросу.
Очевидно, что в настоящее время часто смешивают понятия “контроль
наименования по происхождению'’ и “товарный знак”.
Одновременно должна вестись работа в направлении введения правовой
охраны вин контролируемых наименований и мест их производства. Это
требует создания юридической основы для защиты прав производителя
подобных вин. Это заинтересует производителя в обеспечении высокого
качества продукции, обусловленного охраняемым наименованием местности, в
которой возделывается виноград и изготавливается вино. Юридическая
поддержка поможет бороться с фальсификацией вин и недобросовестной
конкуренцией на винном рынке более эффективной.
С точки зрения положений международного права по признанию наименований
географических мест происхождения товара в России остаются еще не
решенные вопросы по использованию таких названий как “коньяк” и
“шампанское”. При этом следует оговориться, что данная проблема
существует также в ряде других стран, в том числе в США:.
Согласно мировым нормам права, коньяк - это напиток, произведенный из
коньячных спиртов на юге Франции, в одноименной провинции Коньяк. Если
напиток произведен только из коньячных спиртов в любом другом
географическом регионе мира, то он называется “брэнди”. В России же есть
собственный стандарт на производство брэнди, в соответствии с которым
брэнди
- это крепкий алкогольный напиток, который производится из купажа
коньячных и питьевых спиртов. Поэтому следует признать, что крепкий
алкогольный напиток, производимый в РФ под названием “коньяк”, по
международному праву должен называться “брэнди”.
В настоящее время в России действует Федеральный
закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров”'. В нем определение наименования места
происхождения идентично принятому на международном уровне. Таким
образом, оно законодательно защищено. Однако в отличие от стран ЕС, в
России не организована административная система процедур по признанию,
контролю и защите продукции с наименованием по происхождению.
Одной из основных причин сложного положения в виноградарстве России
является практически полное прекращение финансирования работ по закладке
виноградников. Лишь в последние годы удалось частично решить проблему
выделения средств на развитие отрасли. Основным источником
финансирования закладки виноградников служат отчисления от взимания
акцизов на вино виноградное, шампанских вин и брэнди в размере 50% от их
объема. Это право закреплено в Законе РФ “О федеральном бюджете
Российской Федерации’’. В 1999 г. виноградарские хозяйства страны
получили около 200 млн руб. на закладку и уход за молодыми насаждениями.
Кроме того, МСХ РФ выделяет на эти цели средства в пределах лимита по
статье “Земельные ресурсы”. В 2001 г. на нужды развития виноградарства
по данной статье было выделено 49,3 млн руб. С 2002 г. государственная
поддержка виноградарства будет осуществляться за счет субсидий из
федерального бюджета, а порядок их предоставления определен в апреле
2001 г. постановлением № 272 Правительства РФ в объеме 60 млн руб.
Это привело к некоторому росту объемов закладки новых насаждений: в 2000
г. было заложено 3,0 тыс. га виноградников по сравнению с 1,8 тыс. га в
1998 г.. в том числе в Краснодарском крае было заложено соответственно
1,1 тыс. га и 1,7 тыс. га.
Следует отметить, что возможности привлечения финансовых средств для
развития виноградарства и виноделия, поступающих от акцизов на
винодельческую продукцию, используются недостаточно. За 2000-2001 гг.
акцизы от продажи вина, полностью идущие в бюджеты регионов, увеличились
в 1.4 раза. Л использование указанного источника для развития отрасли
виноградарства в субъектах Федерации в 2001 г. по сравнению с 2000 г.
снизилось со 167 млн руб. до 145 млн руб. Хотя потенциально
для нужд развития виноградаства
необходимо было привлечь в 2001 г. 400—500 млн руб. (табл. 8).
8. Акцизы на
винодельческую продукцию, поступившие в бюджеты субъектов РФ, млн руб.