сбыта российской винодельческой продукции

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1. Настоящее российского виноградарства и виноделия

 

Для увеличения производства и сбыта российской винодельческой продукции необходимы инструменты защиты отечественных товаропроизводителей от внешней конкуренции. Ими могут быть таможенное регулирование (в том числе использование механизма тарифных квот), реализация программы поддержки конкурентоспособности отечественной продукции, прежде всего, в специализированных зонах производства винограда и ви-нопродукции (Краснодарский край. Республика Дагестан, Ставропольский край, Ростовская область) и др.

Кроме того, к инструментам экономического регулирования деятельности виноградно-винодельческого подкомплекса в условиях рыночных отношений относятся:

- установление гарантированных цен при закупке винограда в продовольственные фонды;

- товарные кредиты и льготные ставки по кредитам коммерческих банков;

- лизинг оборудования и машин;

- авансирование закупок в продовольственные фонды (государственные, региональные);

- финансирование основных направлений государственной программы развития отрасли;

- дифференциация налогов, пересмотр существующих акцизов.

Для вывода винодельческой отрасли из кризисного состояния необходимо также сохранить существующий в настоящее время порядок направления в виноградарство 50% акцизных сборов на вино виноградное, шампанские вина и брэнди. Эти средства следует направить на восстановление и расширение виноградников. питомниководческой базы и обновление техники.

Виноградарство всегда считалось одной из рентабельных отраслей сельского хозяйства и давало ежегодно значительный доход в бюджет страны и регионов. В последние годы эта отрасль в России оказалась убыточной. Из всех субъектов Северо-Кавказского региона только в Краснодарском и Ставропольском краях удается получить незначительную прибыль от реализации продукции.

Для развития виноградарства и виноделия в России необходимо создать соответствующую нормативно-правовую базу. В частности, это касается подготовки и принятия федерального Закона РФ “О винограде и вине”. Данный нормативный документ призван решить правовые, организационные, экономические, технологические основы производства и реализации виноградно-виндельческой продукции, а также определить стратегические задачи развития отраслей на перспективу в тесной увязке с направлениями и положениями аналогичных законов стран мира. Принцип гармонизации проекта российского Закона “О винограде и вине” особенно актуален в преддверии присоединения России к ВТО.

Подобные законы, регламентирующие деятельность отраслей виноградарства и виноделия, уже приняты в Молдове (1996 г.) и Грузии (1998 г.). В “Законе о лозе и вине” Грузии дана официальная классификация винодельческих районов Грузии, установлены общие требования к производству качественных вин.

В России кроме закона с целью определения перспективы развития виноградно-винодельческого подкомплекса РФ важно разработать федеральную комплексную программу развития виноградарства и виноделия РФ на период до 2020 г., где должны быть сформулированы цели и предложены средства для их достижения1 .

Для эффективной организации и регулирования виноградновинодельческого подкомплекса необходимо: сформировать цивилизованный оптовый рынок сбыта столового винограда и вина; проводить маркетинговые исследования и организовать службы маркетинговой информации на виноградно-винодельческих предприятиях; совершенствовать экономический механизм хозяйствования, направленный на достижение высокого уровня рентабельности во всех звеньях отрасли.

Очень важным является создание в ближайшее время уникальных самоокупаемых микрозон высокопродуктивного и устойчивого ландшафтного виноградарства, а также ресурсосберегающих перерабатывающих комплексов для производства качественных виноградных тихих вин, шампанских и игристых вин и брэнди. Это позволит добиться более высокого эколого-экономичес-кого эффекта по сравнению с техногенной системой выращивания винограда.

Организационно-экономические проблемы развития виноградно-винодельческого подкомплекса России могут успешно решаться путем последовательной и продуманной институциональной перестройки системы управления АПК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом условий рыночной экономики. Это предполагаем прежде всего, разделение функций государственного и хозяйственного регулирования.