1. Настоящее российского
виноградарства и виноделия
Государственное регулирование должно быть
ориентировано на координацию межотраслевых и межрегиональных связей,
поддержку производства при помощи проведения ценовой, налоговой,
инвестиционной и финансово-кредитной политики, выполнения необходимых
контрольно-инспекционных функций, осуществления мер по социальной защите
населения.
В частности, в сфере государственного регулирования
виноградно-винодельческого подкомплекса страны на ближайшие годы важно
решить следующие задачи:
1. Определить реально существующие сферы деятельности, подлежащие
протекционизму:
а) производство спирта;
б) производство водки;
в) производство вин ценовой категории до 100 руб. Эту меру защиты можно
предложить на первом этапе проведения реформ.
2. Во внешнеэкономической деятельности применить меры протекционистской
политики:
- тарифного регулирования (путем изменения размера пошлины);
- нетарифного регулирования (через введение квот) по группам продуктов
“а”, “б” и “в”;
- косвенных субсидий в виде налоговых льгот по продуктам категории “в”.
3. Стимулировать приток инвестиций в виноделие и развитие отрасли с
помощью:
- регулирования пошлин на виноматериалы;
- ввода налоговых льгот на иностранные инвестиции в виноделие с учетом
срока формирования виноградной лозы;
- создания системы государственной классификации винодельческих
аппеляций и стандартизирования производства вина в них;
- стимулирования экспорта;
- ввода нулевой пошлины на импортируемое оборудование для производства
виноградных вин.
Кроме того, задачей органов государственного регулирования является
организация статистического и финансово-экономического учета
деятельности сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий в
стране, которая позволит более эффективно влиять на развитие отрасли.
Современные тенденции в мировом виноделии (Франция, Италия. Испания,
Чили и др.) и накопленный положительный
отечественный опыт по адаптации хозяйственных
структур к рыночным условиям ставят вопрос о придании российским винам
статуса контролируемых наименований по происхождению1. Это способствует
более рациональному использованию сырьевых ресурсов
виноградно-винодельческого подкомплекса и даёт возможность повысить
эффективность его экономики. Для этого необходимо разработать
национальную программу по признанию, контролю и защите наименований
винодельческой продукции по происхождению.
Введение системы придания винам статуса контролируемых наименований
требует разработки нормативно-правовой базы. В 1989 г. в СССР было
разработано и утверждено положение ‘Виноградные вина контролируемых
наименований по происхождению" [58]. В нем были определены основные
требования к производству виноградных вин, порядок их утверждения,
система контроля выпуска и качества для всех предприятий и организаций,
имеющих отношение к производству такой продукции и ее реализации.
В настоящее время начало действовать новое Положение "Виноградные вина с
наименованием по происхождению и виноградные вина контролируемых
наименований по происхождению”, утвержденное МСХ РФ. Возобновление работ
по винам контролируемых наименований по происхождению становится
приоритетным.
В РФ условия дчя производства вин высшей категории качества имеются
прежде всего в Краснодарском крае. На основании критериев оценки
качества, указанных в Положении, ГНУ Северо-Кавказский зональный НИИ
садоводства и виноградарства (СКЗНИИСиВ) предложил присвоить некоторым
маркам вин категории [73]:
- вина с наименованием по происхождению (ВНП) - “Грана-товый
браслегТамани”, “Траминер Тамани” (Агрофирма “Южная ’), “Шардоне
Фанагории”, “Рислинг Фанагории”, “Алиготе Фанагории" и “Каберне
Фанагории” (ОАО “Фанагория”);