1.
Настоящее российского виноградарства и виноделия
В народнохозяйственном комплексе России особое
место занимает виноградно-винодельческий подкомплекс, который в
недалеком прошлом был одним из самых высокорентабельных и организованных
в АПК страны. Он включает в себя три наиболее крупные отрасли:
виноградарство, виноделие и систему сбыта продукции. Каждая из этих
отраслей прошла сложный путь вхождения в рыночные отношения. Но в
настоящее время развитие и эффективное функционирование цивилизованною
рынка виноградного вина определяется общим уровнем взаимодействия каждой
из сфер внутри подкомплекса.
Для успешного функционирования отечественного рынка винопродукции его
формирование должно осуществляться по определенным этапам и
соответствовать необходимым требованиям. Это, прежде всего,
стимулирование производства высококачественного сырья,
материально-техническое обеспечение отрасли, постоянный мониторинг
потребительского спроса на продукцию виноделия, соответствие
выпускаемого ассортимента требованиям потребителей, необходимость
проведения рекламных компаний для продвижения продуктов виноделия на
рынок и др.
Начиная с 1991 г. в стране идет противоречивый процесс формирования
рынка алкогольной продукции и виноградных вин. За период с 1990 по 2001
гг. он претерпел существенные изменения. Это проявилось в деформации
структуры по гребления. производства. импорта и экспорта алкогольной
продукции и т.д.
В результате проведения реформ отрасль перешла в дипрес-сивное
состояние, что привело к сокращению производства продукции и ее
потребления. По сравнению с 1990 г. потребление водки, коньяка и бренди
в 1999—2000 гг. сократилось более чем в три раза, уменьшилось
потребление отечественного вина и шампанских вин.
Винодельческая отрасль также переживает глубокий спад. За последние годы
в стране сильно сократилось производство винодельческой продукции.
Промышленные предприятия по производству винопродукции имеют
за1руженность на уровне 20-25% от имеющихся мощностей, в основном за
счет импорта винома-териалов из стран СНГ и вне их.
В 2000 г. по сравнению с 1985 г. объемы производства вина уменьшились в
2 раза. Если в 1990 г. в России было произведено
вина виноградного 76 млн дал, в 1996 г. - 11 млн
дал, то в 2000 г. этот показатель составил 24 млн дал; выпуск бренди за
указанные годы был равен соответственно 5,9; 0,6 и 1,8 млн дал; выпуск
шампанских вин в 1990 г. дотиг 8,3 млн дал, а в 2000 г. составил только
6,7 млн дал.
Алкогольная продукция в России производится на более чем 450
предприятиях (табл. 1). В 2001 г. розлив виноградных вин велся на 117
предприятиях отрасли. Основными видами выпускаемой ими продукции
являются; виноградное вино, шампанские вина, винные напитки, брэнди и
др.
1. Количество предприятий и организаций ликероводочной и винодельческой
промышленности в России
Отрасль
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000i
2001 г.
Пищевая и
перерабатывающая
промышленность*
5025
5278
5274
5264
5301
в т.ч.
- спиртовая
99
95
106
110
122
- ликеро-водочная
129
161
184
206
218
- винодельческая
104
119
121
115
117
' без рыбной
промышленности
Источник:
Агропромышленный комплекс
России,
мех
РФ, 2001.
Кроме того, в России действует 15 заводов по
производству шампанских и игристых вин. Крупнейшие из них расположены в
Москве. Доля последних в общероссийском производстве этого напитка
составляла в 2000 г. больше 35%.
Наиболее крупными регионами России по производству брэнди являются
Дагестан и Москва, где в 2000 г. было изготовлено 49% данного напитка
(приложение 1). Третьим по значимости регионом-производителем брэнди
является Ставропольский край. Указанные субъекты Федерации обеспечивают
свыше 61% российского производства.
В последние годы в России было создано большое количество винодельческих
фирм, имеющих различные организационно-правовые формы и масштабы
деятельности. Большинство из наиболее крупных фирм, в которые чаще всего
инвестирован иностранный капитал, ориентированы на реализацию
бутилированной, преимущественно импортной винодельческой продукции через
торговую сеть и рестораны. Объемы импортируемой в
Россию продукции из года в год увеличиваются и в
настоящее время составляют больше 1/3 российского рынка винодельческой
продукции или 23 млн дал.
В целом внутренний рынок алкогольной продукции России характеризуется
наличием субъектов, определяющих спектр предложения и формирующих цену
на продукцию. Это традиционные производители, новые предприятия по
производству алкогольной продукции, легальные импортеры алкоголя из
стран вне СНГ и из СНГ, “теневая экономика”, в том числе неофициальная
(подпольные производители алкогольной продукции), криминальная
(контрабандные поставщики алкогольных изделий).
В 1999 г. после финансового кризиса начался рост
объемов производства продукции в пищевой промышленности. Он составил по
отношению к 1998 г. 4%, в том числе водки и ликероводочных изделий - 39%
(120 млн дал), этилового спирта - 16% (55 млн дал). В 2000 г. и в 2001
г. производство отдельных видов алкогольной продукции в России
продолжало увеличиваться (табл. 3).
Рост производства алкогольной продукции свидетельствует об имеющихся
производственных резервах, о конкурентоспособности многих видов
отечественной продукции по отношению к импортной, а также об
определенной эффективности мер государственных органов по контролю над
производством и оборотом алкогольной продукции.
По территории РФ производство виноградных вин
размещено неравномерно. Оно включает как выпуск вин с полным циклом
изготовления (Краснодарский и Ставропольский края), так и мощности
предприятий вторичного виноделия (розлив привозных виноматериалов по
бутылкам). В 2000 г. наиболее крупными производителями виноградных вин в
стране были Северная Осетия-Алания (4,2 млн дал), Адытея (3,9 млн дал),
Краснодарский край (3,4 млн дал) (табл. 4).
4.
Производство виноградных вин в регионах России, тыс. дал
Регион
1990 г.
1 1995 г.
1 1998 г.
2000 г.
Всего по России
75700
15200
12600
23800
в том числе:
Москва
11903
1814
2491
2345,6
Санкт-Петербург
7123
476
276
218,6
Адыгея
746
173
1396
3876,4
Кабардино-Балкария
978
115
95
222,8
Северная
Осетия-Алания
435
5
398
4174,5
Калужская область
-
10
102
1311,1
Московская область
1691
188
526
1783,6
Челябинская
область*
2483
1633
742
1258,4
Краснодарский
край*
5539
3975
2832
3434,2
Ставропольский
край*
2845
1754
660
967,2
Источник:
Виноделие и виноградарство, № 1, 2002
Падение спроса на виноградные вина в 90-е годы и возросшая конкуренция
со стороны импортируемых вин обусловили сокращение объемов производства
винограда, что в свою очередь, привело к уменьшению объемов производства
виноградного вина и других видов продукции виноделия.
Сокращение производства винограда в России было вызвано также следующими
причинами: невысокая культура виноградарства, недостаточное соблюдение
хозяйствами агротехнических правил выращивания и ухода за насаждениями,
отсутствие системы закладки виноградников в соответствии с современными
технологиями по плановым рядам и др.