Настоящее российского виноградарства и виноделия

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1. Настоящее российского виноградарства и виноделия

 

 

В народнохозяйственном комплексе России особое место занимает виноградно-винодельческий подкомплекс, который в недалеком прошлом был одним из самых высокорентабельных и организованных в АПК страны. Он включает в себя три наиболее крупные отрасли: виноградарство, виноделие и систему сбыта продукции. Каждая из этих отраслей прошла сложный путь вхождения в рыночные отношения. Но в настоящее время развитие и эффективное функционирование цивилизованною рынка виноградного вина определяется общим уровнем взаимодействия каждой из сфер внутри подкомплекса.

Для успешного функционирования отечественного рынка винопродукции его формирование должно осуществляться по определенным этапам и соответствовать необходимым требованиям. Это, прежде всего, стимулирование производства высококачественного сырья, материально-техническое обеспечение отрасли, постоянный мониторинг потребительского спроса на продукцию виноделия, соответствие выпускаемого ассортимента требованиям потребителей, необходимость проведения рекламных компаний для продвижения продуктов виноделия на рынок и др.

Начиная с 1991 г. в стране идет противоречивый процесс формирования рынка алкогольной продукции и виноградных вин. За период с 1990 по 2001 гг. он претерпел существенные изменения. Это проявилось в деформации структуры по гребления. производства. импорта и экспорта алкогольной продукции и т.д.

В результате проведения реформ отрасль перешла в дипрес-сивное состояние, что привело к сокращению производства продукции и ее потребления. По сравнению с 1990 г. потребление водки, коньяка и бренди в 1999—2000 гг. сократилось более чем в три раза, уменьшилось потребление отечественного вина и шампанских вин.

Винодельческая отрасль также переживает глубокий спад. За последние годы в стране сильно сократилось производство винодельческой продукции. Промышленные предприятия по производству винопродукции имеют за1руженность на уровне 20-25% от имеющихся мощностей, в основном за счет импорта винома-териалов из стран СНГ и вне их.

В 2000 г. по сравнению с 1985 г. объемы производства вина уменьшились в 2 раза. Если в 1990 г. в России было произведено
 

вина виноградного 76 млн дал, в 1996 г. - 11 млн дал, то в 2000 г. этот показатель составил 24 млн дал; выпуск бренди за указанные годы был равен соответственно 5,9; 0,6 и 1,8 млн дал; выпуск шампанских вин в 1990 г. дотиг 8,3 млн дал, а в 2000 г. составил только 6,7 млн дал.

Алкогольная продукция в России производится на более чем 450 предприятиях (табл. 1). В 2001 г. розлив виноградных вин велся на 117 предприятиях отрасли. Основными видами выпускаемой ими продукции являются; виноградное вино, шампанские вина, винные напитки, брэнди и др.


1. Количество предприятий и организаций ликероводочной и винодельческой промышленности в России

 

 

Отрасль

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000i

2001 г.

Пищевая и перерабатывающая

 

 

 

 

 

промышленность*

5025

5278

5274

5264

5301

в т.ч.

 

 

 

 

 

- спиртовая

99

95

106

110

122

- ликеро-водочная

129

161

184

206

218

- винодельческая

104

119

121

115

117

' без рыбной промышленности

 

 

 

 

Источник: Агропромышленный комплекс

России,

мех

РФ, 2001.

 

 

 

Кроме того, в России действует 15 заводов по производству шампанских и игристых вин. Крупнейшие из них расположены в Москве. Доля последних в общероссийском производстве этого напитка составляла в 2000 г. больше 35%.

Наиболее крупными регионами России по производству брэнди являются Дагестан и Москва, где в 2000 г. было изготовлено 49% данного напитка (приложение 1). Третьим по значимости регионом-производителем брэнди является Ставропольский край. Указанные субъекты Федерации обеспечивают свыше 61% российского производства.

В последние годы в России было создано большое количество винодельческих фирм, имеющих различные организационно-правовые формы и масштабы деятельности. Большинство из наиболее крупных фирм, в которые чаще всего инвестирован иностранный капитал, ориентированы на реализацию бутилированной, преимущественно импортной винодельческой продукции через торговую сеть и рестораны. Объемы импортируемой в
 

Россию продукции из года в год увеличиваются и в настоящее время составляют больше 1/3 российского рынка винодельческой продукции или 23 млн дал.

В целом внутренний рынок алкогольной продукции России характеризуется наличием субъектов, определяющих спектр предложения и формирующих цену на продукцию. Это традиционные производители, новые предприятия по производству алкогольной продукции, легальные импортеры алкоголя из стран вне СНГ и из СНГ, “теневая экономика”, в том числе неофициальная (подпольные производители алкогольной продукции), криминальная (контрабандные поставщики алкогольных изделий).

 

В 1999 г. после финансового кризиса начался рост объемов производства продукции в пищевой промышленности. Он составил по отношению к 1998 г. 4%, в том числе водки и ликероводочных изделий - 39% (120 млн дал), этилового спирта - 16% (55 млн дал). В 2000 г. и в 2001 г. производство отдельных видов алкогольной продукции в России продолжало увеличиваться (табл. 3).

Рост производства алкогольной продукции свидетельствует об имеющихся производственных резервах, о конкурентоспособности многих видов отечественной продукции по отношению к импортной, а также об определенной эффективности мер государственных органов по контролю над производством и оборотом алкогольной продукции.
 

По территории РФ производство виноградных вин размещено неравномерно. Оно включает как выпуск вин с полным циклом изготовления (Краснодарский и Ставропольский края), так и мощности предприятий вторичного виноделия (розлив привозных виноматериалов по бутылкам). В 2000 г. наиболее крупными производителями виноградных вин в стране были Северная Осетия-Алания (4,2 млн дал), Адытея (3,9 млн дал), Краснодарский край (3,4 млн дал) (табл. 4).
 

4. Производство виноградных вин в регионах России, тыс. дал

Регион

1990 г.

1 1995 г.

1 1998 г.

2000 г.

Всего по России

75700

15200

12600

23800

в том числе: Москва

11903

1814

2491

2345,6

Санкт-Петербург

7123

476

276

218,6

Адыгея

746

173

1396

3876,4

Кабардино-Балкария

978

115

95

222,8

Северная Осетия-Алания

435

5

398

4174,5

Калужская область

-

10

102

1311,1

Московская область

1691

188

526

1783,6

Челябинская область*

2483

1633

742

1258,4

Краснодарский край*

5539

3975

2832

3434,2

Ставропольский край*

2845

1754

660

967,2

Источник: Виноделие и виноградарство, № 1, 2002

 



Падение спроса на виноградные вина в 90-е годы и возросшая конкуренция со стороны импортируемых вин обусловили сокращение объемов производства винограда, что в свою очередь, привело к уменьшению объемов производства виноградного вина и других видов продукции виноделия.

Сокращение производства винограда в России было вызвано также следующими причинами: невысокая культура виноградарства, недостаточное соблюдение хозяйствами агротехнических правил выращивания и ухода за насаждениями, отсутствие системы закладки виноградников в соответствии с современными технологиями по плановым рядам и др.
 

 

5. Валовой сбор винограда в РФ, тыс. т

Год

РФ

Крас­

нодар­

ский

край

CiaBpo-

поль-

ский

край

Ростов­

ская

область

Респуб­

лика

Даге­

стан

Кабар-

дино-

Балкар-

ская

Респуб­

лика

Чечен­

ская

Респуб­

лика

1986

780

277,8

62

31,1

313,8

6

87

1987

772

274,7

43.7

42,1

312,3

5,4

91,6

1988

592,6

228,5

33,8

35,3

230,4

5,9

56,2

1989

672,4

235,2

48,9

44

269,2

6,2

65,7

1990

612,2

288,9

39,1

44,4

185,1

5,7

46,4

В ср. 1986-1990

685,8

261,0

45,5

39,4

262,2

5,8

69,4

1991

543,3

251,6

30,9

38,5

162,5

5,1

50,3

1992

529,3

246,2

42,8

44,7

134,7

5,2

51,2

1993

467,1

229,9

28,9

22,2

142,6

4,3

33,4

1994

310,5

151,6

16,5

13,8

116,8

3,5

н.д.

1995

300,6

155,3

36,6

21

75,5

6

н.д.

В ср. 1991-1995

430,2

206,9

31,1

28,0

126,4

4,8

45,0

1996

345

190,8

35,5

18,1

89.6

5

н.д.

1997

280,2

139,7

26

11,6

68,2

4,9

н.д.

1998

192,8

107,4

17,2

5,4

51,4

3,1

Н.д.

1999

248,4

154,8

18,2

13,1

53.8

2,3

н.д.

2000

279,4

160,2

38,8

9,8

58

4,7

н.д.

В ср. 1996-2000

269,2

150,6

27,1

11,6

64,2

4,0

н.д.

2001

197,8

117,9

12,8

5,3

60,4

1,4

Н.Д.