Как определить размер стиха

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Как определить размер стиха



Теперь, когда мы знаем все пять классических размеров, подумаем вместе, как проще всего определить их.

Пока будем исходить из того, что перед нами заведомо стихотворение или его фрагмент, написанные классическим стихом.

Прежде всего надо прочитать стихотворный отрывок (и не пробежать его глазами, пропуская неважное, как мы часто делаем с прозой, а тщательно, заставив его прозвучать внятно и отчетливо) и расставить в нем ударения. Если это ваши первые попытки, — нарисуйте схему распределения ударных и безударных слогов.

Важно не скандировать стихи, навязывая им собственные ударения, а подчиняться их реальному звучанию, той естественной ритмичности, которая чувствуется уже после двух-трех первых строк.

Проверьте лишний раз, правильно ли вы расставили ударения, ибо от этого зависит, правильно ли будет определен размер.

Затем (поскольку у нас выбор невелик) проще всего воспользоваться методом проб и ошибок.

Так как ямб чаще всего встречается в русской поэзии, проверим, не падают ли ударения на четные слоги. Если падают, то первая часть нашей задачи решена — перед нами ямб. Если же нет, то двигаемся дальше: проверяем,

 

не падают ли ударения на нечетные слоги и не хорей ли перед нами. Если мы твердо убедились (не раз проверив, что не ошиблись), что это не ямб и не хорей, то перейдем к трехсложникам.

Тут есть несколько способов определения, которыми можно пользоваться с равным успехом. Можно посчитать, на какие слоги падают ударения (напоминаем: речь идет о сильных ударениях на знаментальных словах) и сравнить их с образцами: дактиль — 1, 4, 7, 10 слоги; амфибрахий —

2, 5, 8, 11; анапест — 3, 6, 9, 12. Можно посмотреть, сколько безударных слогов предшествует первому ударному: если ни одного, стих с ударного начинается — перед нами дактиль; если один — то амфибрахий; если два — то анапест (не забывайте проверять, чтобы между ударными слогами всегда было по два безударных). Можно условно разделить стих на группы по три слога и посмотреть, как в этих группах расположены ударения.

Затем нужно определить еще одно: «стопность» стиха. Для этого представляем себе, что все слоги, на которых могут быть ударения, действительно их несут, и считаем количество этих слогов. Если их получается три — перед нами трехстопный ямб (хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), если четыре — четырехстопный, и так далее.

Напоминаем, что все подсчеты идут до последнего ударения в стихе. Заударные окончания пока что во внимание не принимаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..