содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
Соединение различных силлабо-тонических размеров
стихов
Мы уже говорили о том, что трехсложники можно представить себе в виде
регулярного чередования ударного слога с двумя безударными, и тогда
различаться они будут лишь количеством начальных безударных слогов: 0 —
в дактиле,
1 — в амфибрахии и 2 — в анапесте. Такое близкое их сходство дает
возможность смешивать в пределах одного стихотворения разные трехсложные
размеры, как это сделано в превосходных стихах Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной,
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Здесь свободно чередуются четырехстопный амфибрахий
и трехстопный анапест, но смешение не вызывает у читателя никакого
чувства ритмического протеста, как и в довольно многочисленных образцах
подобного рода у других поэтов, начиная с Державина.
Гораздо более резко воздействует на читателя и слушателя соединение в
пределах одного стихотворения двуслож-ников — ямбов и хореев.
Существует, правда, один вполне законный образец такого рода, возникший
как подражание народному стиху. Это — иногда встречающийся в
четырехстопном хорее перенос первого ударения с первого слога на второй:
Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
Заворочался в санях
Михайло Иваныч.
(Некрасов)
Найдите в том же «Генерале Топтьигше» еще один
случай такого же переноса ударения!
Особое распространение такая «вольность» получила в чрезвычайно
популярных во второй половине XIX века переводах из Т.Г. Шевченко,
откуда даже пошел термин «ШЕВЧЕНКОВСКИЙ СТИХ». И когда Эдуард Багрицкий
решил сделать свою «Думу про Опанаса» стилизованной под украинский
фольклор, он естественно обратился к «шевченковскому стиху» с
многочисленными сдвигами ударений. Вот хотя бы самое начало поэмы:
По откосам виноградник
Хлопочет листвою,
Где бежит Панько из Балты
Дорогой степною.
В следующей строфе таких сдвигов уже нет, но для
поэта было принципиально важно с самого начала задать возможность именно
такого построения своего четырехстопного хорея.
Других случаев традиционного свободного соединения
ямбов и хореев в классическом стихе мы не знаем.
Они начинают употребляться лишь в XX веке, и в основном — для двух
целей. Первая из них — создание своеобразного ритмического курсива,
резкое выделение отдельного стиха из общего, привычного течения ритма.
Так поступает, например, Маяковский в «Необычайном приключении...».
Написано это стихотворение традиционным для русской поэзии балладным
стихом, где соединяются четырех- и трехстопный ямб (так же написан,
скажем, пушкинский «Жених» и целый ряд баллад Жуковского). Но дважды
этот ритм оказывается перебит, вместо трехстопного ямба перед нами —
трехстопный хорей:
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
Второй случай такой замены найдите сами и
попробуйте объяснить себе, как соотносится ритмический перебой со
смысловой структурой стихотворения.
Еще один вариант подобного соединения, только еще более резкого и
выделяющего стихи на фоне прочих, находим в творчестве Велимира
Хлебникова и тех авторов, которые следовали ему. Здесь уже не отдельные
ритмически выделенные места, а целые большие куски написаны
противоположными двусложными размерами:
Цирк сияет, словно щит,
Цирк на пальцах верещит,
Цирк на дудке завывает,
Душу в душу удартет!
С нежным личиком испанки
И цветами в волосах
Тут девочка, пресветлый ангел,
Виясь, плясала вальс-казак.
Она среди густого пара Стоит, как белая гагара,
То с гитарой у плеча Реет, ноги волоча.
(Н.Заболоцкий)
Приведенный нами отрывок начинается четырехстопным
хореем, размером, который читатель привык воспринимать как легкий и
праздничный, но резкий переход к четырехстопному ямбу и обратно сбивает
эту инерцию: вместо сияющего цирка перед нами оказывается нечто совсем
другое, где гротесковость образов лишний раз подчеркивается изломом
ритма, его внезапными переменами. К тому же такая смена размеров
добавляет в стихотворение впечатление наивной примитивистичности, оно
становится как бы написанным от лица версификационно неискушенного
автора, не умеющего отличить ямб от хорея, тем самым и без того
остраненная картина цирка превращается в аналог картины таможенника
Руссо или Нико Пиросмани.
Однако подобного рода стихи слишком несут на себе индивидуальное
своеобразие их изобретателя, и поэт по-настоящему может пользоваться ими
только имея в виду, что такого рода стихотворения его обязательно будут
соотнесены читателем со стихотворениями Хлебникова, а это неизбежно
повлечет за собой особый подход к ним. Поэтому область такого рода
соединений оказывается весьма ограниченной.
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|