Попробуйте составить схемы этих логаэдов. Как вам кажется, почему они не
получили распространения в русской поэзии и приходится выискивать
образцы в специальных экспериментальных сборниках или в книгах
переводов?
Обратите внимание, что Брюсов насыщает свои логаэды сверхсхемными
ударениями.
Но наиболее популярным размером, пришедшим в русскую поэзию из
античности, стал ГЕКЗАМЕТР (или, точнее,— гексаметр, но мы будем
пользоваться традиционной транскрипцией). Его нельзя в полной мере
назвать логаэ-дом, но уделим место ему тоже здесь, чтобы не разделять
рассказ о судьбе античных размеров в русской поэзии.
Первые образцы русского гекзаметра были даны еще Тредиаковским, верившим
в стопную теорию стиха, поэтому его объяснение природы гекзаметра, а
соответственно и его строение невозможно понять без обращения к понятию
стопы.
В древнегреческом и латинском языке слоги разделялись не на ударные и
безударные, как в русском, а на долгие и краткие, причем длина долгого
равнялась длине двух кратких. Таким образом, античные поэты получали
возможность варьировать некоторые размеры, заменяя два кратких слога
одним долгим и наоборот. В оригинале гекзаметр представлял собой
шестистопный дактиль с цезурой после третьего ударения или следующего
безударного слога, то есть:
или:
Но в соответствии с законами античной метрики два
кратких слога могли заменяться одним долгим на любой стопе, кроме пятой,
предпоследней, и длительность в произнесении стихов оставалась не
нарушенной.
Когда поэты придумывали русский аналог античного гекзаметра, они пошли
по такому пути: долгий стих стал заменяться ударным, а краткий —
безударным. Поэтому стопа, в которой античные поэты употребляли два
долгих слога, должна была бы быть передана в русском стихе спондеем, то
есть двумя ударными слогами подряд. Однако для нашего стихосложения это
выглядело бы неестественным. Первооткрыватель русского гекзаметра В.К.
Тредиаковский предложил заменять спондей — хореем, то есть стопой из
одного ударного и одного безударного слога. Не случайно он называл свой
гекзаметр дактило-хореическим, за что заслужил прозвище
«дактило-хореического витязя». Один из первых больших опытов в русском
гекзаметре — поэма Тредиаковского «Телемахида». При жизни поэта она не
имела решительно никакого успеха, а Екатерина Вторая в своем дружеском
кружке даже имела обыкновение для наказания заставлять провинившегося
выучивать несколько стихов из «Телемахиды», но этот неуспех конкретного
текста только подчеркивает, что изобретенный Тредиаков-ским гекзаметр
оказался очень жизнеспособным в русской поэзии. И сам автор «Телемахиды»,
как заметил С.М. Бонди, дал образцы всех видов гекзаметра от чистого
дактиля:
Се расправляются верви, подьемлются парусы разом
до почти чистого (за исключением пятой стопы,
которая должна всегда быть дактилической) хорея:
Дыбом поднял лев свою косматую гриву31.
Гекзаметром написаны величайшие поэмы античности
— «Илиада», «Одиссея», «Энеида» и др. Но гекзаметр мог выступать не
только самостоятельно, но и в паре с другим схожим размером —
ПЕНТАМЕТРОМ:
Как видим, пентаметр представляет собою
видоизменение гекзаметра. Он также основан на шестистопном дактиле, но с
ударением на последнем (а не на предпоследнем, как в гекзаметре) слоге
стиха, а также с сильной цезурой, в которой непосредственно сталкиваются
два ударений- Сам по себе, без гекзаметра, пентаметр не употребителен, а
вместе два этих размера составляют так называемый ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ (то
есть двустишия, которыми пишутся элегии).
Есть замечательный мнемонический способ запомнить образец гекзаметра и
пентаметра: