ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ. Составить схемы логаэдов

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ. Составить схемы логаэдов

Попробуйте составить схемы этих логаэдов. Как вам кажется, почему они не получили распространения в русской поэзии и приходится выискивать образцы в специальных экспериментальных сборниках или в книгах переводов?

Обратите внимание, что Брюсов насыщает свои логаэды сверхсхемными ударениями.
Но наиболее популярным размером, пришедшим в русскую поэзию из античности, стал ГЕКЗАМЕТР (или, точнее,— гексаметр, но мы будем пользоваться традиционной транскрипцией). Его нельзя в полной мере назвать логаэ-дом, но уделим место ему тоже здесь, чтобы не разделять рассказ о судьбе античных размеров в русской поэзии.

Первые образцы русского гекзаметра были даны еще Тредиаковским, верившим в стопную теорию стиха, поэтому его объяснение природы гекзаметра, а соответственно и его строение невозможно понять без обращения к понятию стопы.

В древнегреческом и латинском языке слоги разделялись не на ударные и безударные, как в русском, а на долгие и краткие, причем длина долгого равнялась длине двух кратких. Таким образом, античные поэты получали возможность варьировать некоторые размеры, заменяя два кратких слога одним долгим и наоборот. В оригинале гекзаметр представлял собой шестистопный дактиль с цезурой после третьего ударения или следующего безударного слога, то есть:

 

 

 

или:

 

 

Но в соответствии с законами античной метрики два кратких слога могли заменяться одним долгим на любой стопе, кроме пятой, предпоследней, и длительность в произнесении стихов оставалась не нарушенной.

Когда поэты придумывали русский аналог античного гекзаметра, они пошли по такому пути: долгий стих стал заменяться ударным, а краткий — безударным. Поэтому стопа, в которой античные поэты употребляли два долгих слога, должна была бы быть передана в русском стихе спондеем, то есть двумя ударными слогами подряд. Однако для нашего стихосложения это выглядело бы неестественным. Первооткрыватель русского гекзаметра В.К. Тредиаковский предложил заменять спондей — хореем, то есть стопой из одного ударного и одного безударного слога. Не случайно он называл свой гекзаметр дактило-хореическим, за что заслужил прозвище «дактило-хореического витязя». Один из первых больших опытов в русском гекзаметре — поэма Тредиаковского «Телемахида». При жизни поэта она не имела решительно никакого успеха, а Екатерина Вторая в своем дружеском кружке даже имела обыкновение для наказания заставлять провинившегося выучивать несколько стихов из «Телемахиды», но этот неуспех конкретного текста только подчеркивает, что изобретенный Тредиаков-ским гекзаметр оказался очень жизнеспособным в русской поэзии. И сам автор «Телемахиды», как заметил С.М. Бонди, дал образцы всех видов гекзаметра от чистого дактиля:

 

Се расправляются верви, подьемлются парусы разом
 

 

 

до почти чистого (за исключением пятой стопы, которая должна всегда быть дактилической) хорея:

 

 

Дыбом поднял лев свою косматую гриву31.
 

 

 

Гекзаметром написаны величайшие поэмы античности

— «Илиада», «Одиссея», «Энеида» и др. Но гекзаметр мог выступать не только самостоятельно, но и в паре с другим схожим размером — ПЕНТАМЕТРОМ:
 

 

 

Как видим, пентаметр представляет собою видоизменение гекзаметра. Он также основан на шестистопном дактиле, но с ударением на последнем (а не на предпоследнем, как в гекзаметре) слоге стиха, а также с сильной цезурой, в которой непосредственно сталкиваются два ударений- Сам по себе, без гекзаметра, пентаметр не употребителен, а вместе два этих размера составляют так называемый ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ (то есть двустишия, которыми пишутся элегии).

Есть замечательный мнемонический способ запомнить образец гекзаметра и пентаметра:

Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана,

Чтоб в пентаметре вновь мерно, певуче упасть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..