ЗАДАНИЕ ШЕСТОЕ. Сочините варианты мнемонического двустишия

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ЗАДАНИЕ ШЕСТОЕ. Сочините варианты мнемонического двустишия



Попробуйте свои верификационные способности: сочините такие варианты мнемонического двустишия, которые, не нарушая размера, давали бы другие ритмические формы гекзаметра и пентаметра.
А теперь вернемся к логаэдам.

Если вы ответили на вопрос, содержащийся в пятом задании, то, хочется думать, ответ выглядел так: античные логаэды слишком стесняют поэта, заставляют его думать не о смысле стиха, а о том, как бы приспособить слова к заранее заданной схеме. Поэт лишается главного достоинства поэзии — ее свободы, права на естественный ритмический изыск, перебой ритма и т.п., он заранее принимает на себя обязательство слепо следовать кем-то до него придуманной схеме.

Но могут ведь существовать логаэды другие, придуманные специально к случаю, то есть выражающие ритмическое чувство непосредственно, по внутреннему ощущению:
 

 

 

Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И солнечных скал сень —
Мрачней гробовых плит.
(О. Мандельштам)

 

 

 

На протяжении всего этого маленького шедевра раннего Мандельштама под ударением находятся второй, пятый и шестой слоги, то есть по внутреннему, «горизонтальному» строению мы не можем приравнять его размер ни к одному из силлабо-тонических, но зато «вертикально» стихотворение урегулировано очень строго: во всех без исключения строках ударения будут расположены именно так. И такие логаэды нового времени, возникающие по собственной воле поэта, не столь уж редки, особенно в поэзии XX века. Об их происхождении мы поговорим несколько позже.
Если логаэды представляют собою замену одного вида урегулированности другим («горизонтального» — «вертикальным»), то прочие виды русского неклассического стиха расшатывают закономерности распределения ударений внутри стиха, не компенсируя их другими. Систематически эти формы стали появляться в русской поэзии конца

XIX и начала XX века, когда вообще вся поэзия переживала решительную эволюцию, если не сказать резче — революцию. Достигшей холодной гармоничности поэзии эпигонов конца XIX века (будь то эпигон Пушкина и Лермонтова — и при этом понимавший их как некую застывшую форму классического стиха, лишенного подлинной жизни,

— А.Голенищев-Кутузов или эпигон Некрасова Надсон) начинает противопоставляться стих дисгармоничный, «выламывающийся» из традиционной стиховой системы. Дисгармоничность эта у разных поэтов достигается различными средствами — например, экзотической лексикой у Брюсова, подчеркнутой напевностью и завораживающими звуковыми переливами у Бальмонта, возрождением традиционного народного стиха у Александра Добролюбова, ориентацией на архаизм у Ивана Коневского или Вячеслава
 

 

Иванова и т.д. Но одним из главнейших способов было введение не в качестве отдельных попыток (которые были и у Тютчева, и у Фета, и у Жуковского, и даже у некоторых поэтов XVIII века), а в качестве элементов системы стихосложения новых форм построения.

Изменение системы происходило довольно постепенно, и даже такой решительный экспериментатор, как Брюсов, лишь со значительной долей осторожности использует в своей ранней поэзии неклассические размеры, стараясь в первую очередь поразить читателя то непривычными формами построения (скажем, самым знаменитым своим стихотворением 90-х годов — одностишием «О, закрой свои бледные ноги»), то шокирующими по тем временам предметами поэзии, то экзотизмом (другое прославленное его стихотворение о царе Ассаргадоне)... И только постепенно накапливаясь, неклассические размеры приобретают значительный вес в поэзии к середине девятисотых годов, чтобы к концу десятых и в двадцатые стать едва ли не господствующими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..