Особые случаи, «неправильности» и прочее, при
определении размера стиха
То, о чем мы только что говорили, относится к идеальному существованию
стихотворной речи, не ко всему богатству ее, а лишь к специально
отобранным (хотя совсем и не редкостным) примерам. В реальности же поэты
пользуются целым рядом отступлений от основных закономерностей,
пользуются освященными традицией «вольностями», варьируют движение
общего потока речи, заставляя читателей в тот или иной момент переживать
не только подтверждение своих ожиданий, связанных с идеальным
представлением о ритме, но и нарушение этих ожиданий, не разрушающее,
однако, основных закономерностей.
Вообще искусство всегда строится одновременно и на установлении каких-то
правил, канонов, законов, кажущих-
ся незыблемыми, — и на их нарушении. Когда эти нарушения не переходят
некоей интуитивно чувствуемой самим поэтом и его читателем границы,— они
остаются внутри системы, не разрушают ее. Когда же нарушений становится
так много, что за ними уже не чувствуется прежней системы, то надо
искать новые законы, каноны и правила.
Об этом новом пойдет речь далее, а пока поговорим о том, что вносит
разнообразие в систему силлабо-тонической ритмики, не разрушая при этом
ее до основания.