|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Побочные ударения в стихах
Не так уж трудно вспомнить, что стихи эти взяты из
знаменитого описания боя в пушкинской «Полтаве», и, немного напрягши
память, определить, что поэма написана четырехстопным ямбом. Но вот
стихи, лежащие перед нами, не укладываются в ранее данное определение,
так как, помимо ударений на «законных» четных слогах, несут еще и
дополнительные, на первых слогах каждого из трех стихов: «швед», «бой» и
«гром» безусловно являются самостоятельными словами и в этом качестве
непременно должны нести на себе сильное ударение.
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
В этих четырех стихах, написанных пятистопным
анапестом (проверьте и убедитесь в этом сами!), даже не сразу замечаешь,
что на слове «тень» во втором стихе, на слово «в небе» (имеется в виду
слово фонетическое, а не грамматическое) в третьем и на слове «низко» в
четвертом стихе находятся ударения, которые не вписываются в схему
размера — настолько они подчинены ритмической инерции анапеста. Панели, подъезды, зевак, Милиция, улицы, лица Мелькали в свету фонаря.
Первые шесть из приведенных строчек не вызывают
никакого недоумения: это трехстопный амфибрахий. Но в двух последних
строках читатель сразу ощущает резкий ритмический перебой: на пятом
слоге, где по всем правилам должно было бы стоять основное
ритмообразующее ударение, его нет. И от этого стихи решительно
выделяются, становятся как бы напечатанными особым, ритмическим
курсивом, а потому мы получаем возможность каким-то образом (для каждого
— своим) осмыслить, почему именно здесь поэту понадобилось такое
выделение, как следует воспринимать эти строки.
Милиция, дома и лица Мелькали в свете фонаря... Со склянкою нашатыря.
Заметили ли вы, как свободно встроились две пастерна-ковские строки в искусственно придуманный фрагмент четырехстопного ямба? Стало быть, один и тот же элемент может входить совершенно органичной составной частью по крайней мере в две принципиально разные системы: систему ямба и систему анапеста (а если использовать другие, неклассические ритмы, то этих систем может быть значительно больше). Это еще раз предупреждает читателя книги: не останавливайтесь на одном—двух стихах, анализируйте весь отрывок, представленный вашему вниманию.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
|
|
|