Побочные ударения в стихах

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

Побочные ударения в стихах

 



Время от времени читателю стихов приходится сталкиваться с такими случаями:

 

 


 

 

Не так уж трудно вспомнить, что стихи эти взяты из знаменитого описания боя в пушкинской «Полтаве», и, немного напрягши память, определить, что поэма написана четырехстопным ямбом. Но вот стихи, лежащие перед нами, не укладываются в ранее данное определение, так как, помимо ударений на «законных» четных слогах, несут еще и дополнительные, на первых слогах каждого из трех стихов: «швед», «бой» и «гром» безусловно являются самостоятельными словами и в этом качестве непременно должны нести на себе сильное ударение.

Природа таких случаев (иногда они называются СПОНДЕЯМИ, как греческая стопа из двух долгих слогов) может объясняться по-разному22, но для нас это не очень важно. Существенно — запомнить, что такие случаи бывают, но они, во-первых, в ямбе и в хорее (пока говорим о них) малочисленны, а во-вторых, появление их подчинено ряду правил. Прежде всего, эти побочные ударения стоят на односложных словах, и если стих: «бой барабанный, клики, скрежет» — вполне возможен, то в классической поэзии вариант: «Клики победы, смертный скрежет» — разрушал бы четырехстопный ямб безвозвратно. Кроме того, ударения эти в подавляющем количестве случаев появляются на первом слоге ямбического стиха (так, по подсчетам Б.В. Томашевского, в середине ямбических строк «Евгения Онегина» встречается всего 19 бесспорных случаев появления ударений на нечетном слоге23).

Гораздо чаще встречаются «побочные», «сверхсхемные» ударения в трехсложных размерах, где пространства для игры ударностью/безударностью больше. Однако в них настолько сильна регулярность основных ритмообразующих ударений, что она подчиняет себе все появлящиеся «незаконные».

Возьмем пример:

 

 

 

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
(Н.Заболоцкий)

 

 

 

В этих четырех стихах, написанных пятистопным анапестом (проверьте и убедитесь в этом сами!), даже не сразу замечаешь, что на слове «тень» во втором стихе, на слово «в небе» (имеется в виду слово фонетическое, а не грамматическое) в третьем и на слове «низко» в четвертом стихе находятся ударения, которые не вписываются в схему размера — настолько они подчинены ритмической инерции анапеста.

Побочные ударения в трехсложных размерах, таким образом, являются не исключением, а закономерной разновидностью стихотворной речи, дающей ей возможность разнообразить несколько монотонные трехсложные размеры, где регулярность чередования ударных и безударных слогов по сравнению с ямбом и хореем бывает удручающе однообразной.

В известном смысле аналогом побочных ударений в двусложных размерах является для трехсложников прямо обратное: пропуск одного ударения, требующегося по схеме.

В стихотворении Б.Пастернака «В больнице» читаем:



И скорая помощь, минуя

Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак.

Милиция, улицы, лица

Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.

 

 

 

Первые шесть из приведенных строчек не вызывают никакого недоумения: это трехстопный амфибрахий. Но в двух последних строках читатель сразу ощущает резкий ритмический перебой: на пятом слоге, где по всем правилам должно было бы стоять основное ритмообразующее ударение, его нет. И от этого стихи решительно выделяются, становятся как бы напечатанными особым, ритмическим курсивом, а потому мы получаем возможность каким-то образом (для каждого — своим) осмыслить, почему именно здесь поэту понадобилось такое выделение, как следует воспринимать эти строки.

Сделаем еще одно небольшое отступление. Мы уже не раз говорили о том, что стихотворная речь представляет собою систему, причем систему, всякий раз строющуюся по собственным законам, и в зависимости от этих законов мы воспринимаем версификационную сущность произведения. Процитированные строки Пастернака дают нам прекрасную возможность еще раз — и очень наглядно! — показать это.

Представим себе, что у нас есть два четверостишия: первое — то, что начинается словами «Милиция, улицы, лица...», а второе (специально нами сконструированное) такое:

 

 

 

Милиция, дома и лица

Мелькали в свете фонаря...
Покачивалась фельдшерица

Со склянкою нашатыря.

 

 

 

Заметили ли вы, как свободно встроились две пастерна-ковские строки в искусственно придуманный фрагмент четырехстопного ямба? Стало быть, один и тот же элемент может входить совершенно органичной составной частью по крайней мере в две принципиально разные системы: систему ямба и систему анапеста (а если использовать другие, неклассические ритмы, то этих систем может быть значительно больше). Это еще раз предупреждает читателя книги: не останавливайтесь на одном—двух стихах, анализируйте весь отрывок, представленный вашему вниманию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..