На ряде мясокомбинатов обработка путового сустава,
губ и ушей крупного рогатого скота осуществляется на линии, состоящей из
центрифуг, опалочной печи, транспортеров, копытосъемочной машины.
Производительность линии по переработке продукции — более 6 т в смену.
Из цеха убоя скота и разделки туш субпродукты поступают по наклонным
спускам в бункера (раздельно для путового сустава, губ и ушей), а из них
на верхний ленточный конвейер с отсекателями, с помощью которого
поочередно загружают центрифуги. В центрифуге субпродукты шпарят (по
оптимальному режиму для каждого вида продукции) при частоте вращения 120
мин-1; после окончания шпарки субпродукты поочередно выгружают из
центрифуг на ленточный транспортер, установленный в нижней части
центрифуги. Этим конвейером субпродукты подают к столу сортировки;
путовый сустав направляют на съемку копыт к специальной Машине. Затем
губы, уши и освобожденный от рогового башмака путовый сустав с помощью
транспортера загружают в опалочную печь, где они опаливаются в течение
2—3 мин при температуре 800—850° С.
Из опалочной печи субпродукты поступают на наклонный конвейер для
загрузки в промывочную центрифугу, где они в течение 1—2 мин промываются
холодной водой и выгружаются на приемный стол (ванну) для сортировки. На
этой линии копыта, снятые на машине, попадают на шнек, который их
передает в ковши.
На Ленинградском мясокомбинате говяжьи шерстные субпродукты из убойного
цеха по спускам поступают в субпродуктовый цех на конвейерный
транспортер, расположенный на высоте 2,5 м от пола. Внизу установлены
четыре центрифуги, соединенные с транспортером лотками и перекрывными
задвижками. Наполнение центрифуг регулируют, перекрывая отверстия.
Температуру воды регулируют смесителем.
После обработки в центрифугах субпродукты выгружают на ленточный
транспортер, проходящий под выгрузочными отверстиями центрифуг, и
подаются им в ванну. С путового сустава снимают копыта (направляемые
своим транспортером в тележки), а затем путовый сустав с ушами и губами
по другому транспортеру поступают в опалочную печь. После опалки при
установленном режиме все субпродукты непрерывно поступают в центрифуги
для промывки, затем их сортируют по видам (при недостаточной обработке
зачищают) и в ковшах направляют в холодильник.
Для сбора ушного волоса говяжьи уши до обработки их вместе с другими
шерстными субпродуктами шпарят в барабане непрерывного действия при
температуре 60—65° С, после чего они поступают, на стол, где вырезают
бирки, затем разрезают ушную раковину для удаления волоса. После этого
их вручную загружают в центрифугу для очистки. Губы до поступления на
общий транспортер шерстных субпродуктов предварительно шпарят при
температуре 70—75°С. Можно ошпарить губы вместе с путовым суставом при
температуре 65—68°С.
Линия для обработки субпродуктов ЛОШС (рис. 32) предназначена для
механизированной обработки шерстных субпродуктов крупного и мелкого
рогатого скота и свиней на мясокомбинатах средней мощности. Линия
состоит из двух центрифуг для обработки шерстных субпродуктов МОС-1Ш,
одной центрифуги для обработки слизистых субпродуктов МОС-1С (принцип
работы центрифуг МОС-1 аналогичен принципу действия центрифуги МОС-3,
являющейся более усовершенствованной машиной такого типа), машины для
снятия копыт МСК-1, стола для контроля качества очистки субпродуктов от
волоса и их накопления, скребкового транспортера для подачи субпродуктов
на опалку, опалочной печи ССЛ-2АМ, стола для подсушки и контроля готовой
продукции и трех приемников для конфискатов.
Рис. 32. Линия для обработки шерстных субпродуктов
ЛОШС:
1 — центрифуга МОС-1Ш для шпарки и обезволашивания субпродуктов; 2 —
стол; 3 — транспортер; 4 — машина для снятия копыт; 5 — опалочная печь
ССЛ-2АМ; 6 —центрифуга МОС-1И1 для окончательной очистки и промывки
субпродукюв; 7 — стол для подсушки и контроля готовой продукции
Линия работает следующим образом. Включают в работу
центрифуги МОС-1Ш и МОС-1С. В каждую машину загружают не более 4S кг
субпродуктов с одновременной подачей их в барабаны горячей воды
(температура 67—68°С).
В машине МОС-1С обрабатываются мякотные шерстные субпродукты (губы, уши,
межсосковая часть), а в машине МОС-1Ш — костные шерстные субпродукты
(свиные ноги, путовый сустав и др.). Процесс промывки, шпарки и очистки
от волоса длится в центрифугах 7—10 мин. Закончив обезволашивание,
открывают дверцы центрифуг, и субпродукты под действием центробежной
силы выбрасываются на стол осмотра; в это время центрифуги загружают
новой порцией продукта. Пройдя осмотр, субпродукты наклонным скребковым
транспортером подаются в опалочную печь, где с них сжигается оставшийся
шерстный покров. Печь перед началом работы должна быть хорошо разогрета.
Плохо очищенные субпродукты дочищают на столе осмотра вручную.
Путовый сустав крупного рогатого скота перед опалкой поступает на машину
для снятия копыт, установленную рядом со столом осмотра, после чего
транспортером подается в опалочную печь.
Пройдя через опалочную печь, субпродукты поступают в центрифугу MOC-1Ш,
установленную под задней выгрузочной частью барабана печи, для
окончательной очистки от нагара и промывки в холодной воде. Над этой
центрифугой установлен бункер-накопитель с шибером. Объясняется это тем,
что производительность печи больше, чем центрифуги.
Обработанные субпродукты выбрасываются из центрифуги на стол для
подсушки и контроля готовой продукции. Здесь их сортируют по видам и
направляют на охлаждение. Схема расположения оборудования линии для
обработки шерстных субпродуктов ЛОШС показана на рис. 33.
Техническая характеристика линии ЛОШС
Производительность, кг/ч 500
Установленная мощность электродвигателей, кВт 16,8
Расход жидкого топлива, кг/ч 14
Расход, м3/ч
горячей воды 0,6
холодной воды 0,6
сжатого воздуха 12,0
Габаритные размеры, мм 10500Х 3220Х
Х2960
Занимаемая площадь, м3 31,5
Масса, кг 4000
Количество обслуживающих рабочих, чел. 3
Рис. 34. Принципиальная схема линии обработки
шерстных свиных субпродуктов конструкции Московского мясокомбината
На ряде крупных мясокомбинатов работают универсальные
поточно-механизированные линии обработки шерстных свиных субпродуктов
(рис 34), конструкция которых разработана Московским мясокомбинатом. С
применением линии полностью ликвидируется тяжелый ручной труд на
операциях по загрузке, выгрузке и транспортировке субпродуктов в
процессе их обработки на отдельных машинах, а также значительно
увеличивается выпуск обработанных субпродуктов.
На универсальной линии обрабатывают все виды шерстных субпродуктов (уши,
ноги, хвосты, межсосковая часть), получаемые от переработки свиней.
Линия состоит из бункера-накопителя субпродуктов 2, двух горизонтальных
ленточных транспортеров 3, трех центрифуг для шпарки и очистки
субпродуктов 5, опалочной печи 7, центрифуги для промывки субпродуктов
8, двух наклонных скребковых транспортеров 6 и стола для осмотра,
разборки и подсушки субпродуктов 9.
Из убойного цеха субпродукты по спуску 1 поступают в бункер-накопитель
2, откуда по верхнему ленточному транспортеру 3 подаются к центрифугам
5. Загружаются центрифуги поочередно. Для этого каждый из трех наклонных
Лотков 4, соединяющих транспортер с загрузочными горловинами центрифуг,
оборудован заслонкой, которой в момент загрузки перекрывают движущуюся с
субпродуктами ленту транспортера, направляя таким образом субпродукты на
лоток и далее в работающую центрифугу. Закончив загрузку первой
центрифуги, заслонку убирают. При этом перекрывают ленту транспортера
заслонкой следующего лотка и загружают субпродуктами вторую центрифугу,
после чего загружают третью машину.
Во время шпарки и очистки субпродуктов в центрифугу постоянно подается
горячая вода (температура 64—65°С). По окончании процесса субпродукты
выбрасываются из центрифуг 5 на нижний горизонтальный транспортер 3 и
подаются им на наклонный транспортер б, подхватываются его скребками и
направляются в опалочную печь.
Рис. 35. Схема линии ФДШ для обработки говяжьих
шерстных субпродуктов:
1-барабан для промывки; 2 — стол для инспекции; 3, 5, 7 и 8 — центрифуги
для шпарки; 4 и 6 — шиберы; 9, 10 и 12 — скребковые транспортеры; 11 —
опалочная печь; 13 — центрифуга для мойки; 14 — ленточный транспортер;
15 — стол контроля; 16 — копытосъемная машина
Субпродукты, полученные от переработки свиней без
снятия шкуры (в этом случае в убойном цехе туши проходят процесс шпарки
в шпарильном чане и очистку от щетины на скребмашине), из убойного цеха
направляются по спуску 10 прямо в опалочную печь, минуя центрифуги 5
линии. По окончании опалки субпродукты выбрасываются из вращающегося
барабана печи на наклонный скребковый транспортер и подаются в
центрифугу 8 для промывки и очистки от нагара. Полностью обработанные
субпродукты из центрифуги поступают на стол контроля, разборки и
подсушки 9, а затем направляются на реализацию. Производительность линии
до 10 т в смену.
В целях повышения уровня механизации процесса обработки шерстных
субпродуктов и улучшения их качества Ленинградским СКВ
Росмясомолремпроекта разработаны высокопроизводительные поточные линии
раздельной обработки шерстных субпродуктов от крупного рогатого скота
(путового сустава, губ и ушей) — линия ФДШ и свиней (ножек, хвостов,
ушей и межсосковой части) — линия
ФДЮ.
Линия ФДШ (рис. 35) состоит из скребкового транспортера для подачи
субпродуктов, барабана для промывки, стола для инспекции, трех центрифуг
для обработки пудового сустава и одной — для обработки губ и ушей,
ленточного и скребкового транспортеров для приемки субпродуктов и
загрузки их в опалочную печь, машины для съемки копыт, опалочной печи с
газовым обогревом, наклонного скребкового транспортера для подачи
субпродуктов на мойку, центрифуги для мойки и стола приемки готовой
продукции.
Линия работает следующим образом. Скребковым транспортером 9 путовый
сустав подается поочередно (с помощью шиберов 4 и б) в каждую из трех
центрифуг 5, 7 и 8. Губы и уши подаются в барабан 1, где промываются и
поступают на стол 2 для контроля, разделки ушной раковины и вырезки
клейма, затем загружаются в центрифугу 3. После шпарки и обезволашивания
в центрифугах субпродукты автоматически выгружаются на ленточный
транспортер 14 и подаются на наклонный скребковый транспортер 10,
которым направляются в опалочную печь 11. Перед опалкой с путового
сустава снимается роговой башмак на копытосъемной машине 16.
Рис. 36. Схема линии ФДЮ для обработки свиных
шерстных субпродуктов:
1, 2 и 3 — центрифуги для шпарки; 4 — ленточный транспортер; 5, 6 и 8—
скребковые транспортеры; 7 — опалочная печь; 9 — центрифуга для мойки;
10 — стол для разборки и контроля готовой продукции
Пройдя процесс опалки, субпродукты наклонным
транспортером 12 подаются в моечную центрифугу 13, где очищаются от
нагара, остатков волоса и промываются. Обработанные субпродукты
выгружаются на стол контроля готовой продукции 15, где йх сортируют.
Затем субпродукты направляют в холодильник.
Линия ФДЮ (рис. 36) состоит из скребкового транспортера для подачи
субпродуктов, трех центрифуг для шпарки и очистки, ленточного и
скребкового транспортеров для приемки продукта и направления его на
опалку, опалоЧной печи, наклонного транспортера для подачи продукта на
мойку, моечной центрифуги и стола для разборки и контроля готовой
продукции.
Субпродукты ленточным транспортером загружаются поочередно в три
центрифуги. Обработанные в центрифугах субпродукты выгружаются на
ленточный транспортер, которым они подаются на наклонный скребковый
транспортер, а затем в опалочную печь. После опалки субпродукты по
наклонному транспортеру подаются в моечную центрифугу, откуда
выгружаются на стол для разборки и контроля продукции и направляются в
холодильник.