Уход за регулятором автомобилей MA3-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
В процессе эксплуатации необходимо проверять затяжку винтов выводов
регулятора, состояние проводки от регулятора к генератору, обратив
особое внимание на надежность соединения проводов между клеммами «Ш» и
«—» генератора и регулятора.
Периодически требуется проверять электрические параметры регулятора и
при необходимости подрегулировать его.
То же самое необходимо сделать при обнаружении неправильной зарядки
аккумуляторных батарей.
Проверку регулятора рекомендуется производить на специальном стенде, но
допустимо и непосредственно на автомобиле.
Производить проверку следует при рабочем положении регулятора
(вертикальном, клеммами «Ш» влево). При этом регулятор должен охладиться
до окружающей температуры.
При проверке регулятора необходимы следующие измерительные приборы:
а) вольтметр постоянного тока со шкалой 35—50 В класса точности 0,5
(допускается пользоваться прибором класса точности не ниже 1);
б) амперметр постоянного тока со шкалой 30 А класса точности не ниже 1;
в) тахометр (или счетчик оборотов с секундомером)
со шкалой до 3000 об/мин;
г) нагрузочный реостат на ток 20—30 А.
Для проверки регулятора на стенде собирается схема согласно рис. 97.
Величина тока нагрузки устанавливается при помощи реостата и фиксируется
по показанию амперметра.
При проверке на автомобиле вольтметр
включается между клеммами «+» и массой регулятора. Требуемая нагрузка
устанавливается одновременным включением света фар, отопителя,
стеклоочистителя, задних фонарей и т. д.
Проверка регулируемого напряжения (на стенде и на автомобиле)
производится при скорости вращения ротора генератора 2500 об/мин.
Значение регулируемого напряжения определяется по показанию вольтметра.
Напряжение, поддерживаемое регулятором, регулируется в случае
завышенного значения ослаблением, а в случае пониженного значения —
натяжением спиральной пружины якорька путем подгибки хвостовика
угольника. Регулировку регулятора следует производить, если регулируемое
напряжение выходит более чем на 0,5 В за верхний и на 1 В за нижний
пределы, указанные в технической характеристике.
Регулировку регулятора следует вести, стараясь максимально приблизиться
к среднему значению регулируемого напряжения 29 В.
Подгибку хвостовика угольника нужно производить специальным
приспособлением или круглогубцами. После регулировки необходимо
проверить величину поддерживаемого регулятором напряжения с закрытым
кожухом.
При запуске двигателя от постороннего источника энергии необходимо
тщательно следить за правильным подключением соединительных проводов:
клемма «+» источника должна соединяться с клеммой «Л-», а клемма «—» с
клеммой «—» аккумуляторных батарей, установленных на тягаче.
Неправильное подключение проводов приводит к сгоранию плавкого
предохранителя в цепи наряда, а при установке предохранителя большего
сечения — к выходу из строя выпрямительного блока генератора и
разрушению изоляции жгутов проводов.
Нужно следить за правильной установкой плавких предохранителей в цепи
заряда аккумуляторных батарей и в цепи возбуждения генератора: в цени
заряда должен устанавливаться предохранитель на 30 А с диаметром
проволоки 0,43 м, а в цепи возбуждения — предохранитель на 6 А с
диаметром проволоки 0,2 мм Установка предохранителей других сечений
категорически запрещается.