Уход за генератором автомобилей MA3-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429, МАЗ-5430, МАЗ-504В: техническое описание и инструкция по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

 


Уход за генератором автомобилей MA3-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В

 



Так как обмотка возбуждения генератора (см. рис. 55) при вставленном ключе в замок-включатель электрических цепей и стартера находится под напряжением, то во избежание разрядки аккумуляторных батарей через обмотку возбуждения на стоянках необходимо обязательно вынимать ключ из замка-включателя.

После запуска двигателя, когда батарея несколько разряжена стартером, нужно проверять работу генератора. При этом на средних оборотах двигателя генератор должен давать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления степени наряда батареи. При исправной и полностью заряженной батарее (даже в случае отключения всех потребителей) отсутствие зарядного тока или малый зарядный ток не свидетельствует о неисправности генератора.

Через одно ТО-2 следует проверить надежность крепления генератора к двигателю, крепление шкива генератора, натяжение ремня привода и подсоединение проводов к клеммам генератора и регулятора напряжения.

При необходимости очистить места присоединения проводов и подтянуть контактные выводы генератора и регулятора напряжения.

В процессе эксплуатации может возникнуть необходимость проверки работы генератора.

Проверку можно производить на автомобиле или на специальном стенде с приводом, позволяющим изменять число оборотов вала генератора от 0 до 5 000 об/мин.

При этом к выводной клемме генератора «+» присоединяются нагрузочный реостат, амперметр и вольтметр, как показано на рис. 95. Питание обмотки возбуждения производится от источника постоянного тока (например, аккумуляторной батареи). На тягаче регулятор отключается. Ток возбуждения при этом должен быть равен 1,00+0,2 А.

При проверке генератора обороты двигателя на тягаче или стенде надо увеличивать постепенно, чтобы напряжение генератора не превышало 25 В во избежание пробоя кремниевых выпрямителей. Обороты генератора указаны в главе «3.7. Электрооборудование».

При проверке генератора на тягаче все подготовительные работы и подключение приборов нужно производить при отключенном выключателе массы.

Недопустимо проверять работу генератора замыканием выводных клемм « + » и «Ш» на массу. Это приводит к сгоранию плавких предохранителей, установленных в цепи заряда аккумуляторных батарей и цепи возбуждения генератора, а при установке плавких

 

предохранителей большого сечения — к сгоранию выравнивающей обмотки и контактов регулятора напряжения, а также к пробою выпрямительного блока генератора и разрушению изоляции жгутов проводов.

Для исключения потери работоспособности выпрямительных блоков от чрезмерного напряжения запрещается запуск двигателя при отсоединенной клемме «+» генератора.

В процессе эксплуатации может возникнуть необходимость разборки генератора. Производить ее нужно в следующем порядке (см. рис. 55):

1) отвернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке и вынуть щеткодержатель;

2) отвернуть три винта крепления крышки 12 шарикоподшипника;

3) отвернуть четыре стяжных винта 13;

4) снять крышку 7 со стороны контактных колец вместе со статором. При необходимости крышку снять съемником;

5) отсоединить фазные выводы обмотки стартера от выводов выпрямительного блока 14

6) отвернуть гайку 15 крепления шкива, предварительно зажав ротор в тисках за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом;

7) снять шкив 5;

8) снять вентилятор 4, выбить шпонку 16, снять упорную втулку 17;

9) с помощью съемника снять крышку 3 со стороны привода с вала ротора вместе с шарикоподшипником 9, используя резьбовые отверстия в крышке.

 

 

Сборку генератора производят в обратном порядке.

Перед сборкой генератора необходимо проверить исправность выпрямительного блока 8, высоту щеток и состояние подшипников.

Проверку блока производят постоянным током напряжением 12—24 В согласно схеме, приведенной на рис. 96. Выпрямитель ВБГ-1 состоит из трех моноблоков. Каждый моноблок содержит, два выпрямительных «р — п» перехода. Проверить необходимо каждый выпрямительный «р — п» переход.

Для проверки выпрямительных «р — п» переходов, соединенных с плюсовой шиной выпрямительного блока, собирается схема А, а для проверки «р — п» переходов, соединенных с минусовой шиной выпрямительного блока, собирается схема Б.

Выпрямительный переход «р — и» исправен, если контрольная лампа горит в положении переключателя 1 и гаснет в положении

2. При пробое «р — п» перехода лампочка горит в обоих положениях переключателя. При обрыве «р — п» перехода лампочка не гори г в обоих положениях.

Проверка «р — и» переходов напряжением от сети переменного тока не допускается.

Высота щеток от основания до пружины должна быть не менее 8 мм. При износе их заменяют. Для замены щеток нужно разобрать генератор и проточить контактные кольца, если их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

В случае обнаружения дефекта в шарикоподшипниках (заедание, ненормальный шум) их заменяют новыми.

При загрязнении выпрямительного блока его следует очистить от пыли и грязи продувкой сжатым воздухом.

 

 

 

Рис. 95. Схема проверки генератора:
1 — амперметр на ЗОЛ; 2—вольтметр на 30—БОВ; 3 — реостат; 4 — амперметр на ЗЛ; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — генератор

 

 

 

 

 

Рис 96. Схема проверки выпрямительного блока:
1 — переключатель сдвоенный; 2 — батарея аккумуляторная: 3 — моноблок выпрямительного блока с двумя «р—п» переходами; 4 — лампа контрольная на 3 или 6 свечей; 5 — средняя точка моноблока; 6 — блок выпрямительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  ..