Уход за пневматическим приводом тормозов автомобилей MA3-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля прежде
всего надо следить за герметичностью системы в целом и ее отдельных
элементов. Особое внимание следует обращать
на герметичность соединений трубопроводов и гибких
шлангов, так как в этих местах чаще всего возникают утечки сжатого
воздуха. Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а места
слабой утечки — с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений
трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов
соединений.
Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в
пневмоприводе (6,9—7,35 кгс/см2), включенных потребителях сжатого
воздуха и неработающем компрессоре.
Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно
превышать 0,3 кгс/см2 в течение 30 мин при свободном положении органов
управления тормозного привода и 0,3 кгс/см2 в течение 15 мин при
включенном положении.
На автомобилях МАЗ применена эффективная система очистки сжатого воздуха
от влаги и масла, состоящая из влагоотделителя регулятора давления и
мокрого воздушного баллона.
Нормальная работа тормозной системы, особенно в зимнее время, зависит от
надежной работы этих узлов.
Признаком, определяющим исправную работу этих узлов и двойного защитного
клапана, является рост давления, определяемый по манометру, в обоих
контурах тормозной системы при работе компрессора.
Не является неисправностью неодновременное наполнение воздушных баллонов
отдельных контуров — сначала одного, а затем другого, до давления 2,6
кгс/гм2.
Признаком неисправности двойного защитного клапана является поступление
воздуха, особенно после ночной зимней стоянки, только в один контур —
передний или задний.
Неисправность устраняется подогревом (горячей водой) клапана или заменой
неисправных деталей. Исправная работа влагоотделителя и регулятора
давления в процессе эксплуатации определяется по величине регулируемого
давления (максимально 7,35 кгс/см2) и наличию срабатывания регулятора —
автоматического сброса конденсата (периодическому «чиханию»).
Прекращение подачи воздуха в оба контура тормозной системы (отсутствие
автоматического сброса конденсата и «чихания») говорит о неисправности
влагоотделителя или регулятора давления — закупорке нагнетательной
магистрали от компрессора до регулятора давления или о наличии утечек
сжатого воздуха в пневмосистеме. Запрещается эксплуатация автомобилей с
указанной неисправностью. Необходимо установить место неисправности и
устранить ее.
Для обеспечения нормальной работы пневматического привода тормозов
необходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов при помощи
краников. Скопление большого количества конденсата в баллонах не
допускается, так как это может привести к попаданию конденсата в приборы
тормозной системы и выходу их из строя. Количество конденсата зависит от
технического состояния компрессора и влажности окружающего воздуха.
При высокой влажности окружающего воздуха необходимо
сливать конденсат ежедневно. Наличие большого
количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.
Зимой и в случае безгаражной стоянки автомобилей нужно особенно
тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во
избежание замерзания его в приборах и трубопроводах пневматического
привода тормозов. Рекомендуется после слива конденсата из всех баллонов
накачать всю систему до номинального давления, после чего выключить
двигатель. В случае замерзания конденсата нельзя отогревать
пневматические приборы, трубопроводы и воздушные баллоны открытым огнем
(факелом, паяльной лампой).
Пневматический привод тормозов автомобиля скомплектован из
пневматических приборов, которые в основном не нуждаются в специальном
обслуживании и регулировке. В случае неисправности их разборка и
устранение дефектов могут производиться только в мастерских
квалифицированными специалистами.
Уход за двухсекционным тормозным краном заключается в периодическом
осмотре, очистке его от грязи, проверке на герметичность.
Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла крана и
плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи внутрь, на
рычажную систему и трущиеся поверхности крана приводит к выходу
тормозного крана из строя.
Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной эмульсии в
двух положениях — в заторможенном и отторможенном. Утечка воздуха через
атмосферный вывод тормозного крана в отторможенном положении указывает
на негерметичность впускного клапана одной из секций, а утечка воздуха в
заторможенном положении — на негерметичность одной из секций.
Негерметичность тормозного крана как в отторможенном, так и в
заторможенном положениях при эксплуатации автомобиля не допускается. При
наличии утечек нужно заменить тормозной кран.
Необходимо следить за состоянием тяг, рычагов и кронштейнов, связывающих
тормозную педаль с тормозным краном, периодически очищать их от грязи и
посторонних предметов.
В случае необходимости следует отрегулировать положение хода педали
тормоза, изменяя с помощью регулировочной вилки длину вертикальной тяги
3 (см. рис. 41).
Уход за соединительными головками заключается в периодическом осмотре
их, очистке от грязи и проверке герметичности соединения головок
автомобиля и прицепа.
Проверку герметичности соединительных головок следует проводить при
сцепке автомобиля с прицепом последовательно в заторможенном и в
отторможенном положениях. Эксплуатация автомобилей с негерметичными
соединениями тормозных магистралей запрещается. Для устранения
негерметичности в соединительных головках нужно заменить уплотнительные
кольца или соединительные головки в сборе.
При эксплуатации автомобиля без прицепа необходимо соединительные
головки закрыть крышками для защиты их от попадания грязи, снега, влаги
и т. д.
В процессе эксплуатации нужно следить за креплением
тормозных камер к кронштейнам и их герметичностью. Большая утечка
воздуха может быть определена на слух, а малые утечки определяются
мыльной водой. При обнаружении утечки необходимо проверить затяжку
болтов хомута. Если утечка не устраняется подтяжкой болтов, нужно
проверить исправность диафрагмы и в случае необходимости заменить ее.
При смене диафрагмы нужно убедиться, что корпус и крышка имеют ровные,
без вмятин фланцы.