Приводной механизм двигателя ЯАЗ-204А лесовоза
МАЗ-501
Приводной механизм (фиг. 21) служит для передачи вращения от коленчатого
вала к распределительному и уравновешивающему валам, а также к
нагнетателю, регулятору, топливному и водяному насосам. Он состоит из
пяти шестерен, изготовленных из легированного чугуна. Для более надежной
и бесшумной работы шестерни приводного механизма выполнены с косым
зубом.
Передача вращения осуществляется следующим образом:
от шестерни 8, закрепленной на коленчатом валу, вращение передается на
промежуточную шестерню 10, а затем на шестерню 11: уравновешивающего
вала, которая находится в зацеплении с шестерней 1 распределительного
вала; шестерня 1 приводит во вращение шестерню 2 привода нагнетателя.
Шестерни коленчатого, уравновешивающего и распределительного валов имеют
одинаковое количество зубьев, а поэтому вращаются с одинаковым числом
оборотов. Шестерня привода нагнетателя вращается с числом оборотов в
1,95 раза большим, а промежуточная шестерня— 1,15 раза больше, чем число
оборотов коленчатого вала.
Для правильной установки шестерен имеются метки, которые должны
совпадать. Зазор между зубьями шестерен в торцовом
сечении равен 0,07—0,25 мм.
Шестерня коленчатого вала прикреплена к фланцу коленчатого вала шестью
болтами с пружинными шайбами. Промежуточная шестерня вращается на оси,
прикрепленной болтом к блоку цилиндров (фиг. 22).
Промежуточную шестерню от продольных перемещений ограничивают в одном
направлении бурт, расположенный на наружном краю оси, и в другом—
упорная шайба. Ось шестерни и упорная шайба изготовлены из
низкоуглеродистой стали и подвергнуты цементации.
В отверстие ступицы промежуточной шестерни запрессованы две втулки с
буртами. Втулки сделаны из стали и залиты свинцовистой бронзой; от
проворачивания они удерживаются штифтами. Осевой зазор шестерни на оси
составляет 0,065—0,17 мм.
Смазка втулки шестерни осуществляется через отверстия в оси, торцовой
плите и стенке заднего вертикального канала. В отверстие оси
запрессована установочная втулка, одновременно дозирующая количество
масла, поступающего для смазки.
Внутренний диаметр и торцы втулок шестерни окончательно обрабатывают
после запрессовки, поэтому при ремонте это надо иметь в виду.
В торце оси имеются три отверстия с резьбой, в которые ввертываются
болты крепления картера маховика. Между торцом оси и картером маховика
имеется уплотняющая прокладка.