Поршень (фиг. 17) изготовлен из специального перлитного ковкого чугуна
большой прочности, имеющего небольшой коэффициент расширения.
Днище поршня имеет вогнутую форму, соответствующую форме струи
впрыскиваемого топлива. Это способствует хорошему перемешиванию топлива
с воздухом.
На внутренней стороне днища поршня имеются кольцевые и радиальные ребра,
которые увеличивают прочность поршня и охлаждающую поверхность его
днища. Ребра соединены с бобышками стойками, передающими усилия от днища
поршня к поршневому пальцу.
В бобышки поршня запрессованы бронзовые втулки, в которых вращается
поршневой палец. Для улучшения смазки на втулках
сделаны спиральные канавки. Бобышки имеют кольцевые канавки для
стопорных колец поршневого пальца.
В верхней части поршня имеются четыре канавки под компрессионные кольца,
в нижней части — две канавки под маслосъемные кольца. Ниже канавок
маслосъемных колец расположены дополнительные канавки специальной формы
с отверстиями для отвода масла, снимаемого со стенок цилиндра.
Юбка поршня неразрезная, цилиндрическая; для лучшей приработки и более
надежной работы поверхность юбки покрыта слоем олова толщиной 0,025 мм.
Чтобы обеспечить необходимый зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра
(0,150—0,175 мм при холодном двигателе), в цилиндры устанавливают поршни
и гильзы одного класса. Поршни и гильзы по размерам разбиты на три
класса (А, АА и ААА); поршни — по наибольшему диаметру юбки, гильзы — по
наименьшему внутреннему диаметру. Размеры поршней и гильз различных
классов представлены в табл. 2. Обозначение класса поршня и гильзы
выбито на их верхних торцах.
Вес поршня с втулками равен 2,805—2,825 кг. Поршни по весу подгоняют
снятием лишнего металла в нижней, утолщенной части поршня.
Кроме поршней и гильз номинального размера, выпускают поршни и гильзы
трех ремонтных размеров.
Диаметр детали каждого последующего ремонтного размера больше
предыдущего на 0,25 мм.