Головка блока цилиндров двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ, ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ И СИСТЕМА УРАВНОВЕШИВАНИЯ


 


Головка блока цилиндров двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501



Головка блока цилиндров, общая для всех цилиндров, отлита из легированного чугуна. Нижняя поверхность головки, прилегающая к блоку цилиндров, отшлифована. Поверхность головки, расположенная над цилиндрами, плоская и ограничивает камеру сгорания сверху.

Уплотнение между головкой и блоком цилиндров осуществляется прокладкой. Прокладка состоит из шести стальных пластин. В отверстия прокладки вставлены медные пистоны, отбортованные на верхний лист прокладки. При правильной установке прокладки пистоны отбортованной стороной должны быть обращены к головке цилиндров. Для лучшего уплотнения прокладка покрыта слоем олова. При' многократном снятии головки цилиндров уплотняющие свойства прокладки ухудшаются.

Металлическая прокладка не уплотняет стыка поверхностей по краю между блоком цилиндров и головкой, через который может вытекать масло, смазывающее распределительный и уравновешивающий валы. Для предотвращения вытекания масла имеется дополнительная, пробковая прокладка, которая состоит из четырех частей, соединенных фигурными замками, и расположена по периметру головки цилиндров.

Головка прикреплена к блоку цилиндров десятью шпильками, которые изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны. Момент затяжки гаек шпилек крепления головки должен быть равен 25 кем. Гайки надо затягивать на прогретом двигателе в порядке, указанном на фиг. 18.

В головке цилиндров расположены водяная рубашка, каналы подвода масла и топлива и отвода отработавших газов. Уплотнение между головкой цилиндров и выпускным трубопроводом обеспечивается железоасбестовой прокладкой.

В торцах головки цилиндров имеются технологические отверстия, закрытые коническими пробками. Сверху головка закрывается штампованной стальной крышкой, закрепляемой двумя винтами.

В головке блока цилиндров размещены клапаны, насос-форсунки, механизмы, приводящие их в действие (фиг. 19).

В каждом цилиндре имеется два выпускных клапана. Отводящие каналы обоих клапанов соединяются в головке цилиндров в один канал, выходящий наружу сбоку головки и окруженный водяной рубашкой. Седла клапанов вставные, изготовленные из специального белого чугуна, и запрессованы в головку с натягом до 0,09 мм.

Клапаны составные; головка и стержень клапана соединены между собой сваркой. Головка клапана изготовлена из стали 2X18Н9, стержень клапана сделан из хромоникелевой стали. На стержне сделаны две кольцевые канавки, удерживающие сухари клапана от продольного перемещения. Торец стержня клапана закален.

Стержни клапанов перемещаются в направляющих втулках из серого чугуна, запрессованных в головке цилиндров. Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой составляет 0,035— 0,065 мм.

Головка клапана тарельчатая, к седлу не притерта, а только отполирована совместно с седлом мелкозернистой пастой. Седло
клапана расположено концентрично относительно отверстия направляющей втулки клапана, вследствие чего клапан плотно прилегает к седлу; эксцентричность допускается не более 0,013 мм. Также концентрично выполнена уплотняющая поверхность головки клапана относительно стержня клапана.

 

 

 

Фиг. 18. Порядок затяжки гаек головки блока цилиндров.

 

 

 

 

 

Фиг. 19. Разрез головки блока цилиндров:
1 — выпускной клапан; 2 — пружина клапана; 3 — направляющая клапана;
4 — сухарь; 5 — тарелка пружины; 6 — шайба пружины; 7 — седло клапана;
8 — водяная форсунка.

 

 

 

 

Сухарь клапана, удерживающий на стержне тарелку пружины клапана, состоит из двух половинок, на внутренней поверхности которых имеются кольцевые выступы, входящие в канавки на конце стержня. Наружная поверхность сухаря сделана в виде конуса, направленного вершиной к головке клапана.

Пружины клапанов одинарные, спиральные, цилиндрические. Верхним торцом пружина упирается в тарелку, надетую на сухарь клапана, нижним торцом — в штампованную шайбу, уложенную на головку блока цилиндра. От проворачивания клапанная пружина удерживается выступающим усом в тарелке пружины и головкой штифта в шайбе пружины, в которые упираются концы опорных витков пружины.

Открытие клапанов осуществляется кулачками распределительного вала через толкатели, штанги толкателей и коромысла (фиг. 20). Коромысла клапанов и коромысло привода насос-форсунки для каждого цилиндра установлены на отдельной оси, за-крепленной в двух чугунных стойках. Каждая стойка крепится к головке болтом, проходящим через тело стойки и ось клапанов.

Коромысла изготовлены из низкоуглеродистой стали, бойки коромысел цементованы,, закалены и отшлифованы. В отверстие ступицы коромысла запрессована бронзовая втулка. Крайние коромысла каждого цилиндра различаются по расположению ступиц. При правильной установке коромысел стороны ступиц, выступающие больше, должны быть направлены внутрь. Зазор между втулкой коромысла и осью равен 0,020—0,064 мм.

 

 

Короткое плечо коромысла шарнирно соединено со штангой толкателя. В отверстие короткого плеча запрессована бронзовая втулка. Внутри отверстия находится стальная втулка, через которую проходит пустотелый палец, соединяющий коромысло с вилкой. Вилка оканчивается резьбовым отверстием, в которое ввертывается штанга толкателя. При вращении штанги толкателя изменяется зазор между бойком коромысла и стержнем клапана. От самоотворачивания штанга толкателя удерживается контргайкой. Для вращения штанги на ней имеется квадратное утолщение под ключ. Штанги толкателей изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны. В нижней части штанги имеется сферическая головка, которой штанга опирается в соответствующую выемку толкателя.

 

 

 

 

 

Фиг. 20. Клапанный механизм.
1 — пружина клапана; 2 — пружина толкателя форсунки; 3 — тарелка пружины клапана; 4 — коромысла клапанов, 5 — чашка шарового пальца коромысла форсунки; 6 — коромысло форсунки; 7 — болт стойки валика коромысел; 8—вилка коромысла, 9 — гайка штанги толкателя; 10 — штанга толкателя; 11 — толкатель; 12 — шайба пружины толкателя, 13 — ролик толкателя; 14—пружина толкателя; 15 — тарелка пружины толкателя;
16—пружинное кольцо толкателя; 17 — стойка валика коромысел.

 

 

 

 

 

 

Толкатель расположен наклонно к оси цилиндра. Он представляет собой цилиндрический полый стакан, нижняя часть которого заканчивается вилкой. Между стойками вилки на игольчатом подшипнике на оси установлен ролик. Ролик и его ось цементованы и закалены.

Нижний, утолщенный конец штанги толкателя служит упором шайбы, в которую, в свою очередь, упирается нижний торец пружины. Верхний торец пружины упирается в шайбу, закрепленную е выточке головки блока цилиндров стопорным кольцом, находящимся в канавке головки цилиндров. При правильной установке кольца в канавке отогнутые концы его не должны упираться в стенку канавки; в противном случае возможно выпадение кольца, что может привести к аварии.

Пружина толкателя служит для разгрузки штанги толкателя, коромысла и клапана от силы инерции толкателя и для беззазорного соединения ролика толкателя с кулачком.

Для толкателей каждого цилиндра имеется стальная направ-ляющая, укрепленная в нижней части головки цилиндров. Она служит для сохранения правильного положения роликов толкателей относительно кулачков распределительного вала и является приспособлением при сборке и разборке толкателей. Зазор между толкателем и направляющим отверстием в головке цилиндров равен 0,025—0,078 мм.

Насос-форсунки установлены в головке цилиндров в медные стаканы, омываемые с наружной стороны охлаждающей водой.. Нижняя, коническая часть стакана имеет узкие выступающие пояски, повышающие надежность уплотнения. После запрессовки нижний конец стакана развальцовывают. Верхний конец стакана имеет фланец, прижимающий уплотнительное кольцо из маслостойкой резины к выточке головки цилиндров. Внутреннюю поверхность стакана обрабатывают после установки его в блок.

Насос-форсунка к головке блока цилиндров прикреплена при помощи скобы с гайкой. Момент затяжки гайки равен 1,65— 2,10 кем. При большем моменте возможно заедание рейки насос-форсунки и образование трещин в перемычках головки цилиндров. * Насос-форсунки приводятся в действие кулачками распределительного вала через толкатели, штанги толкателей и коромысла. Коромысло привода насос-форсунки находится на оси между коромыслами клапанов.

Коромысло насос-форсунки отличается от коромысел клапанов устройством бойка и ступицы отверстия. В отверстие на конце длинного плеча запрессован шаровой палец с завальцованной на нем шаровой чашкой. Рабочие поверхности бойка коромысла подвергнуты цементации и закалены. Ступица коромысла симметричная.

Штанги толкателей и толкатели насос-форсунки такие же, как и у клапанов.

Для лучшего охлаждения наиболее нагретых поверхностей головки блока цилиндров в отверстиях, соединяющих водяную ру-башку блока цилиндров и головки, запрессованы латунные форсунки, направляющие струи воды на стенки выпускных патрубков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..