11. Система автоматического регулирования
температуры (CAPT) тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Система служит для поддержания в необходимых пределах температуры воды и
масла, охлаждающих дизель. Вместо терморегуляторов с церезино-вым
наполнителем, применяемых на тепловозах 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В, на тепловозе
ТЭ10М применены дистанционные преобразователи температуры и датчики-реле
температуры. Система состоит из следующих основных элементов:
датчиков-реле температуры Т-35, преобразователей температуры ДТПМ,
пневмопривода гидромуфты вентилятора.
Датчик-реле температуры Т-35 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Система автоматического регулирования
температуры включает в себя два датчика (рис. 71), один из них
установлен в трубопроводе воды на выходе из дизеля, другой — в
трубопроводе масла. Предназначены датчики для подачи электрического
сигнала на открытие жалюзи по достижении температуры регулируемой
жидкости +72 °С и открытия запорного клапана в трубопроводе питания
гидромуфты. Состоит датчик из манометрической жидкостной термосистемы 1,
жестко соединенной винтами с корпусом датчика. В корпусе размещены
переключатель 9 и система рычагов, обеспечивающая замыкание и размыкание
контактов переключателя. Системы рычагов и сильфона связаны через шток
2. Пружина 3 прижимает один конец штока 2 ко дну сильфона термосистемы.
На вто-рой конец штока пружинами 13 и 11 поджимается система рычагов 8 и
6, шарнирно укрепленная на оси 12. Кинематическая связь рычагов
осуществляется пружиной 14 и винтом 15.
При повышении температуры контролируемой среды, окружающей термосистему
1, объем жидкости в ней изменяется, что приводит к перемещению дна
сильфона и штока 2 вверх, передавая это перемещение рычагу 8.
Перемещаясь, рычаг 8 через пружину 14 перемещает рычаг 6, который
свободным концом воздействует на кнопку переключателя 9. После
переключения электрических контактов переключателя 9 в случае, если
температура продолжает повышаться, рычаг 6 садится на упор 7, а рычаг 8
продолжает перемещаться. При понижении температуры контролируемой среды
объем жидкости в термосистеме уменьшается, дно сильфона и шток 2
перемещаются вниз, а вместе с ними идут вниз под действием пружин 11 и
14 рычаги 6 и 8. Рычаг 6 отойдет от кнопки переключателя 9 и
переключатель сработает в обратном направлении. Контакты переключателя
замыкают электрические цепи питания электропневматических вентилей
включения жалюзи и запорного клапана.
Конструкция прибора допускает перенастройку на температуры от 0 до 100
°С. Для уменьшения уставки нужно винт 15 вращать против часовой стрелки
(вид сверху), для увеличения—по часовой стрелке.